Елена Горчакова
Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
ТЕМА: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
Уважаемые родители очень рада встрече с вами на нашем необычном собрании, а необычность заключается в том, что я не только расскажу, но и покажу вам увлекательные дидактические игры, которые будут интересны вам и вашим детям.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Для детей игра – не просто веселье, это нечто более важное. Играя, дети учаться жить, осознавать самих себя и свое место в этой жизни. Играя с ребенком, вы делаете большое дело. Время, которое вы проводите вместе играя, предоставляет большие возможности для обучения. Ведь игра помогает вашему ребёнку стать уверенным в себе, чувствовать себя любимым, счастливым и в безопастности. Развивает коммуникативные способности, речь, мелкую моторику пальцев рук. Учит заботиться об окружающих и о мире в котором мы живём.
Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры. В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно.
Я хочу обратить ваше внимание на сенсорное развитие ребенка. Способности малыша во многом зависят от того, насколько развита его сенсорика. Что это такое, знает, наверное, каждый, но вот действительно понимают ее значение лишь немногие.
Термин «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus», которое переводится как чувство или ощущение. Простыми словами можно сказать, что это некий датчик восприятия человеком окружающего его мира. Речь идет о познании действительности при помощи слуха, зрения, обоняния, тактильного контакта и т. п.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, пении, играх со строительным материалом и др.
Впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребенка, если он воспроизведет эти действия в своей игре.
Поэтому нужны пособия, игрушки, действуя которыми, ребенок практически знакомится со свойствами предметов – величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Пособия, представленные ребенку, сами по себе не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Большое значение имеет обучение детей способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы предметов и объектов, выполнению планомерных действий в различных видах детской активности (сенсомоторные игры и упражнения в раннем возрасте и т. п.).
Наибольшей ценностью обладают: дидактические модели, изготовленные своими руками, игровые пособия, игры; настенные и напольные панно; дидактические ширмы, пирамиды, столы; игровые модули и макеты; специальное функциональное оборудование для сенсомоторного развития детей. Своеобразие таких пособий заключается в том, что наряду с дидактическими играми в них детям предоставляется возможность свободной игровой деятельности. Такая деятельность самодостаточна и имеет наиболее эффективное средство познания окружающего мира.
Хочу предоставить вашему вниманию дидактические модели для сенсорного развития у детей раннего возраста :
«Шнуровка» – один из видов развивающих игр для детей от 8 месяцев. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка. Идею развивающей игры - шнуровки много лет назад придумала и воплотила в жизнь автор популярной развивающей методики Мария Монтессори. С тех пор занимательные игры шнуровки пользуется популярностью среди взрослых и детей во всем мире. Цель игры : развитие координации движений рук, усидчивость, терпение и аккуратность. При помощи этой игры можно обучать ребенка счету, изучать с ребенком цвета, формы, развивать логику, знакомить с новым понятиями.
«Овощи» Цели: закреплять в речи название овощей, их цвет, форму; развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения; воспитывать усидчивость.
Морковь. Оборудование: ткань красного, шнурки зеленого цвета.
Капуста. Оборудование: ткань светло-зеленого цвета, к листьям круглой или овальной формы пришиты липучки.
Горох. Оборудование: ткань зеленого цвета (для «стручка» гороха, застежка молния, одинаковые по цвету и размеру шарики -«горошины».
Картофель. Оборудование: подушечка овальной формы из белой ткани, чехол из обивочной ткани коричневого цвета, застежка-молния, вшитая по спирали.
Свёкла. Оборудование: ткань красного цвета, к верхней части свеклы пришиты пуговицы, к ним надо пристегнуть свекольные листочки.
Играя предложите малышу на морковке заплести косички (завязать бантики); разобрать капусту по листикам и покормить ими зайку (второй вариант - собрать капусту по листику); достать горошины из стручков; «почистить» картофель для супа. Все зависит от вашей фантазии.
«Тканевая книга» Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения; закреплять в речи названия цветов и животных; воспитывать бережное отношение к книгам.
Оборудование: для пошива книги пользуются различными тканями, такими, как мех, фетр, можно пользоваться разнообразными наполнителями крупами, шелестящими фантиками, колокольчиками. Это содействует развитию тактильных ощущений малыша. Благодаря множеству деталей, таких, как шнуровки, липучки, замочки-молнии, кнопки, пуговицы и других, тканевая книжка способствует развитию мелкой моторики и приучает ребенка к самостоятельности, обогащает сенсомоторный опыт малыша. В дальнейшем ребёнок без труда сможет застегнуть куртку, рубашку, завязать узел и т. д. Содержание книги может быть свободным не повторяет тему предыдущей или тематическим. Предложите детям назвать книгу, рассмотреть каждую ее страницу и ответить на вопросы: кто на ней изображен? какого она цвета? Можно поиграть с героями книги: совершать манипуляции с застежками, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, замочки, завязывать и развязывать бантики, шнурки.
Сказка «Теремок». (Доска бизиборд.) Оборудование: Доска с прикреплёнными к ней деталями.
Цели: пополнить словарный запас новыми словами; воспитывать интерес к устному народному творчеству; научить соотносить объекты по величине и обозначать их отношения словами большой - маленький. Знакомить с геометрическими формами и цветом. Учить детей соотносить предмет на картинке с изображением на доске. Совершать манипуляции с задвижками и крючками. С её помощью можно развить мелкую моторику, освоить счет, научиться шнуровке, начать развивать логическое мышление, освоить простейшие бытовые навыки и многое другое. Доска бизиборд еще называется доской Монтессори. Ведь благодаря именно этому выдающемуся итальянскому педагогу на весь мир распространилось знание о том, что ребенка воспитывает среда и живой пример. В данном варианте ребенок открывает окошечки с изображением животного в соответствии с текстом сказки.
«Бабушкин дворик».
Цели: формировать общие представления о домашних животных: строение, части их тела, характерные признаки, образ жизни, питание; развивать связную речь; воспитывать любовь к животным; вызывать эмоциональный отклик на знакомые объекты. Оборудование: крупные мягкие игрушки домашних животных изготовленные из кубиков и красочных картинок с изображением животного. Атрибуты для обыгрывания ситуации (ведра, соломка, корытца и др.
Вместе с детьми можно инсценировать сюжеты потешек и песенок. По ходу игры надо рассказывать и показывать детям, как за кем ухаживать, кто, что из зверей любит; побуждала выполнять имитации действий по уходу за животными: «Покорми коровку травкой», «Погладь козочку, покажи, где у нее рожки», «Напои коровку водичкой из ведерка, она нам молочка даст» и т. д.
«Полянка». Цели: пополнить словарный запас детей новыми словами; расширить кругозор, дать представления о растениях, ягодах, насекомых; развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: напольная подушка на которой различными способами прикрепляются цветы, грибочки, насекомые, ягоды, выполненные из ткани.
Предложите детям игровую деятельность в виде: «Соберем ягодки для бабушки», «Оживим полянку, посадим цветочки», «Соберем в корзинку грибочки для ежика» и т. д.
В магазинах существуют разнообразные дидактические пособия и игры для сенсорного развития детей раннего возраста, но мне кажется то, что сделано своими руками, особенно любимо детьми. Дидактические игры наполнены теплом, вниманием, заботой; глубоко и ясно выражают идею, которую вы хотите донести малышу. Особенно приятно если пособие выполнил кто-то из родителей, с какой гордостью ребёнок показывает то, что выпилил дедушка или связала бабушка. А если поделка изготавливалась вместе с малышом, на сколько она значима и ценна. Ведь получился не только результат, но и взаимная работа. Даже само присутствие ребенка при создании пособия большая радость, а если ему ещё разрешили что-то сделать то это радость вдвойне.