МААМ-картинки

Мастер класс для педагогов «Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольников»

сидельникова
Мастер класс для педагогов «Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса : Ознакомление педагогов с технологией "Синквейн", обеспечивающей развитие познавательно - речевых способностей дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

• Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности работы с детьми по речевому развитию;

• Дать рекомендации педагогам по составлению синквейнов.

Публикация «Мастер класс для педагогов „Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольников“» размещена в разделах

Развивающие :

• Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

• Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.

Воспитательные:

• Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса :

1. Получение педагогами представления о методике составления синквейнов;

2. Внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Ход мастер-класса

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь вы мне сможете? Нет или да?

Тогда, попрошу вас я дать мне ответ:

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Последнее, что я хочу попросить:

В моем мастер-классе активными быть!

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

В начале своего мастер-класса хочу представить вашему вниманию два небольших произведения:

1.- Что ты, кошка, сторожишь?

- Сторожу у норки мышь!

Выйдет мышка невзначай

Приглашу её на чай!

(В. Лунин)

2. Кошка.

Ласковая, пушистая.

Мяукает, царапает, ловит.

Любит охотиться на мышей.

Животное.

Я прошу вас, многоуважаемые участники, сравнить эти два произведения.

Какие общие черты заметили и какие отличия? (По форме? по теме? по количеству строк).

Все верно. Одно обычное стихотворение, а другое – синквейн. Тема моего мастер-класса «Использование технологии «синквейн» в развитии речи старших дошкольников».

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, лишенной образности. яркости. Хорошее владение словом - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.

У старших дошкольников, часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети затрудняются в пересказе и составлению рассказов.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений, регулировании процесса речевого развития.

И здесь на помощь может прийти методика синквейн, которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности.

Она используется, как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

используется для закрепления изученной темы;

является игровым приемом;

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра- ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак.

Согласовывать слова в предложении

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное: Синквейн – получается у всех! .

Рассмотрим правила составления синквейна :

1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие).

2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства.

3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.

4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним.

Детям мы даем вот такую схему-елочку:

1 слово

2 слова

3 слова

4 слова (предложение)

1 слово

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы с синквейном :

1. «Синквейн - загадки». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

2. «Нарисуй предмет – отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребёнка есть знания о данном предмете.

3. Составь «Синквейн по образцу».

4. «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки.

5. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и в четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

6. «Чужое слово». Аналогичное задание.

7. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третий – четвертую, четвертый – пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе.

Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Давайте поговорим о личном, о жизни.

Послушайте стихотворение

Как жизнь сложна,

Но как она прекрасна!

Порой жестока и горька,

Порой ласкает, согревает,

Какая есть - она твоя!

Твои страданья и обиды,

Твой звонкий смех и час удач,

Твои рассветы и закаты,

Твоя судьба, твой звёздный час.

Живёшь и радуешься жизни,

Иль плачешь ночью в тишине,

Всё это лишь твое, поверь мне,

Твоя судьба досталась лишь тебе.

Не в наших силах изменить судьбу

И некого винить за это,

Подумайте, а с чем у вас ассоциируется слово «Жизнь» (выставляю кружок)

Я вас попрошу выбрать для себя то, что ближе лично к вам, жизненно-необходимое качество и записать буквально одно слово-синоним на своем лучике. (Раздаю полоски – лучики)

Свои лучики прикрепите к кружочку…. которое определяет главное. (выставляют лучики на доске)

Мы определяли главное в жизни, веселое и грустное, но в итоге получилось солнце. Оно светит каждому отдельно, лично, значимо для каждого из нас.

То есть вся наша жизнь! (провожу вокруг слов).

Я благодарю вас.

Посмотрите, у нас получилась интересная формула жизни:

-когда мы добры - мы красивы

-когда мы красивы – нас любят

-когда нас любят – мы радостны

-когда мы радостны – мы здоровы

-когда мы здоровы – мы счастливы

-когда мы счастливы – мы добры.

Давайте попробуем вместе составить синквейн на тему : «Жизнь»

(педагоги пишут на приготовленных листах)

Итак, 1 строка – Жизнь – главное слово.

2 строка – какая она? (длинная, долгая, счастливая)

3 строка – что она делает? (мчится, бежит, радует, приносит)

4 строка – предложение, афоризм или пословица о жизни (я люблю тебя жизнь).

5 строка – синоним или как по-другому можно назвать жизнь?

Жизнь – длинная, счастливая. Течет, бежит, учит. Жизнь дана на добрые дела. Дорога.)

Уважаемые коллеги, полученные вами знания, я предлагаю использовать на конкретном примере. Составьте синквейн на тему (отрываю лучик и даю каждому педагогу) счастье, любовь… Помните, что главное слово у вас есть, а дальше слово – признак, слово – предмет, афоризмы или пословицы, ассоциация. У вас на столе лежит образец «Правила составления синквейна». Проверяем, зачитываем, вывешиваем на доску. Например:

1 Дети

2 Веселые, шумные

3 Играют, балуются, любят

4 Я душу отдаю детям

5 Жизнь (люди)

1Здоровье

2 Крепкое, богатырское

3 Поправить, пощадить, застраховать

4 Береги здоровье смолоду

5 Жизнь (радость)

А теперь я хочу предложить вам составить синквейн со словом сердце (рисунок). Вывешиваю на доску слова.

1 Сердце

2 Горячее, доброе.

3 Бьётся, любит, стучит.

4 Своё сердце отдаю людям.

5 Мотор (движение, жизнь)

Мы с вами вместе составили синквейн на заданные темы. Итак, вам стало ясно, что у детей хорошо развито наглядно – образное мышление. Мне хотелось бы, чтобы вы использовали различные предметы, иллюстрации, наглядные картинки при работе. Дети усвоят быстро материал, когда это всё наглядно, красиво.

Дорогие коллеги, позвольте подвести результат нашей совместной работы, наиболее одним из распространённых приёмов рефлексии является синквейн.

Я предлагаю вам оценить сою трудовую деятельность и составить синквейн на тему «Мастер – класс». Когда вы будете подбирать те единственные прилагательные, глаголы, афоризмы, то вы почувствуете насколько ближе, роднее и понятней стал для вас синквейн. Пожалуйста, напишите, мне очень интересно посмотреть на оценку моих коллег проведённого мной мастер – класса. (Пишут, зачитываем)

1Масстер класс

2 Замечательный, интересный, (не интересный, скучный)

3 Учит, развивает, сближает, (отнимает время, надоедает, мешает)

4 Дело мастера боится, (бестолковое времяпровождение)

5 Праздник, (скука)

Уважаемые коллеги, я искренне благодарю Вас. Я думаю, что использованные мною методы станут изюминкой в работе с детьми. Буду очень рада, если вы получили заряд бодрости и пополнили свой педагогический опыт по развитию творческих способностей учащихся. Мне хотелось бы, чтобы вы использовали технологию «синквейн» в своей работе для оценки своих воспитанников.

Я хочу закончить свой мастер- класс такими словами.

Я держу в ладошках солнце.

Я дарю его друзьям.

Улыбнитесь.

Улыбнитесь.

Лучик солнца – это Вам

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер класс для педагогов «Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольников»
Опубликовано: 19 октября 2020 в 11:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер класс для педагогов «Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем сидельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД