Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»

юлия Одейчук
Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36» г. Таганрог

Мастер-класс для педагогов

«Театрализованная деятельность,

как средство коррекции речевых нарушений»

Разработала:

Одейчук Ю. Ю

Таганрог 2019г

Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в работе, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в речевом развитии детей.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах

Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре.

Выяснить образовательные потребности воспитателей в вопросах речевого развития.

Познакомить педагогов и с разными видами театров.

Участники: воспитатели.

Форма проведения: мастер - класс.

Ход мастер - класса :

1. Приветствие

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

2. Основная часть

Мне хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков наших детей, но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми.

Этому способствует, театрализованная деятельность.

Как вы думаете, что наши дети любят делать в детском саду? (Ответы).

Совершенно верно вы подметили, что наши дети много играют. Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности в детском саду.

Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё.

Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин.

Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.

Основные направления работы в театрально – игровой деятельности :

1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем, как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому, конечно же, не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок, столкнувшись с непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющим нарушения речи.

2.1. Первый этап – подготовительный

Здесь мы показываем и учим средствам выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции, а также позволяют более раскрепощенно общаться друг с другом. Этот этап хорош ещё тем, что, несмотря на то, что речевые возможности детей на недостаточном уровне, дети могут общаться друг с другом, используя весь арсенал выразительных средств (мимика, жесты).

Я использую в своей работе:

- мимическая гимнастика;

- психогимнастические игры;

- игры – пантомимы

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- Предлагаю участникам мастер-класса задания, направленные на развитие мимики, эмоций, пантомимики.

1. Театр «Мимическая гимнастика»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Передавалки»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Угадай, что изображаю»

2. Театр «Эмоций"

Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким.

3. Игра-пантомима «Жадный пес»

Логопед читает текст, дети имитируют движения по тексту:

4. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

а) Скажите так, чтобы Вам поверили, что приехал цирк.

б) Произнесите фразу «Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела» (укоризненно, ласково).

в) Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.

Рано – рано выпал снег.

Удивился человек:

- Это снег? Не может быть!

На дворе? Не может быть!

На траве? Не может быть!

В декабре? Не может быть!

Неужели это снег?

Не поверил человек.

2.2. Второй этап – использование театрализованных игр на логопедических занятиях и в свободной деятельности Слайд 5

На этом этапе мы ставим перед собой задачи:

• Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.

• Совершенствовать артикуляционный аппарат.

• Развивать пальчиковую моторику.

• Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.

• Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.

Рифмовки – трудноговорки/скороговорки на развитие дикции

Будет бык, копыта будут. Бык тупогуб, не дуй-ка губ.

Дом у дуба, у дуба Люба нам глядеть на Любу любо.

Добавить слово по рифме

Съел Сережа на обед, целых пять больших (сосисок, блинов, котлет).

Я надел большую шляпу, чтоб похожим стать на (Бармалея, папу, Боярского).

Развивать пальчиковую моторику.

- Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

Игры с бусами.

Это упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. (Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, длинные.)

«Бусы и шкатулочка»

«Узоры»

«Рисуем бусами»

Логоритмика с логопедами

(речевая игра с движениями и элементами театрализации)

Ай, дили, дили…

Работая с детьми с ОВЗ мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу обучения, несмотря на многочисленные приемы, которые мы используем на занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые игры, физминутки) всё равно дети устают и не усваивают предлагаемый материал. А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия можно включать театрализованные игры, которые очень разнообразны.

2.3. Третий этап - инсценировки, драматизации Слайд 6

Игра-драматизация:

• Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

• К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка, понимают, как можно использовать полученный ранее опыт.

Игра-драматизация оказывает:

Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

• Способствует самопознанию и самовыражению личности;

• Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и развитию речи, как игра-драматизация.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение.

Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Поэтому использование в работе театрализованных игр способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической, диалогической речи детей, что становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик»

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.

Мы должны, отгадав загадки, узнать, какие костюмы спрятаны в сундуке, а по костюмам догадаться название сказки, которую мы, как настоящие артисты, сможем сыграть.

"Театра загадок"

2.4. Виды театров, используемые в работе.

Пальчиковый театр

• Способствует развитию речи, внимания, памяти;

• формирует пространственные представления;

• развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

• повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

• Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок или магнитный театр

• Развивают творческие способности;

• Содействуют эстетическому воспитанию;

• Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

• Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Конусный театр

• Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

• Сопровождать движения пальцев речью;

• Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

• И магнитный и настольный театр, театр картинок использую на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

Театр на перчатке

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

• Помогает справиться с переживаниями, страхами;

• Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Театр кукол Би-ба-бо.

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Театрализованная деятельность

• Развивает двигательную активность;

• Расширяет знания об окружающем мире;

• Позитивно влияет на эстетическое чувство;

• Влияет на речевую активность ребенка;

• Закладываются основы нравственного воспитания;

• Является основой для развития творческих способностей;

• Прививает устойчивый интерес к литературе;

• Способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми.

3. Заключительная часть. Подведение итогов

Уважаемые коллеги, вот и подошла к концу наша встреча.

Несколько слов напоследок:

Театральная деятельность формирует выразительность речи ребёнка, интеллектуальность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Вы принимали активное участие в играх, упражнениях, активно участвовали в совместном творчестве, высказывали свою точку зрения.

3.1. Рефлексия «Маска»

- Всем участникам и гостям нашего мастер-класса :

"Я хорошего желаю настроения,

И свечения волшебного в глазах!

Пусть счастливым будет каждое мгновение,

Каждый день пусть будет в чудесах!

ПРИЛОЖЕНИЕ

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «ПЕРЕДАВАЛКИ»

Цель: учить использовать выразительную мимику, налаживание контакта.

Передай улыбку соседу (по кругу).

Передай «сердилку» (сердитое выражение лица).

Передай хлопок (хлопки могут быть разные — о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени, комбинированные хлопки: хлопок над столом и два о стол). Усложнение — хлопки могут передавать ритмический рисунок.

Передай «испуг».

Передай «страшилку»

Передай «смешинку».

Передай приветствие и т. д.

Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет фантазия.

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ИЗОБРАЖАЮ»

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Ем лимон.

2. Сердитый дедушка.

3. Тепло-холодно.

4. Встретили хорошего знакомого.

5. Обиделись.

6. Удивились.

7. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

8. Мне грустно.

9. Получить подарок.

10. Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

-В рот не суй что попадется!

ТЕАТР «ЭМОЦИЙ «ГНОМЫ» подготовить эмоции-картинки

Грусть. Все ребята во дворе весело играют. Только гном болеет дома и с утра скучает.

Удивление. Гном зимой поймал снежинку, подобрал на горке льдинку

Прибежал домой и. Ах! Лишь вода была в руках.

Страх Ночь пришла и в темноте тени движутся везде.

Гном забрался под кровать. Спрятался и стал дрожать.

Злость. Целый день он хмурит брови и грозит всем кулаком.

Да, сегодня гном не в духе. Навестим его потом.

Радость. У него сегодня день рожденья и подарков от друзей не счесть

Книжки, сладости, игрушки. Даже шар воздушный есть.

ИГРА-ПАНТОМИМА «ЖАДНЫЙ ПЕС»

Логопед читает текст, дети имитируют движения по тексту:

Жадный пес Тесто замесил,

Дров принес. Испек пирожок,

Печку затопил, Сел в уголок

Воды наносил, И съел его сам! AM!

После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать и движениях задания.

ИГРЫ С БУСАМИ

«БУСЫ И ШКАТУЛОЧКА»

Жили-были бусы в шкатулочке (ладошки обоих рук складываются, а

между ними помещаются бусы).

Шкатулочка была закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (потрясти сжатыми ладошками, поднестик уху и послушать, как звучат бусы).

Шкатулочка открывается, бусы появляются (одна ладошка убирается, как

будто открывается крышка от шкатулки).

Бусы, бусы, покажитесь, Красотою похвалитесь! (Двумя пальцами медленно пронять бусы вверх.)

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

(Медленно и аккуратно сложить в ладонь, а другой прикрыть сверху.)

«УЗОРЫ»

Жили-были бусы. Однажды они лежали на полке. Лежали и скучали (бусы

лежат на ладони).

Но вот нечаянно их кто-то уронил (бусы бросить на пол).

Бусы упали на пол и совсем загрустили… В это время к ним кто-то подошё л и ласково сказал: «Ах, какой прекрасный узор получился! Похож на цветок или морское животное!». Бусы обрадовались, они стали такими необычными.

Мы с вами тоже посмотрим, в какие узоры можно превратить наши бусы.

Мы – волшебники, и творим чудо.

(Дети бросают свои бусы на пол и рассматривают, что у них получилось, а

затем говорят, на что или на кого похожи их необычные узоры).

«РИСУЕМ БУСАМИ»

ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «АЙ, ДАЛИ, ДАЛИ…»

Ай, дили, дили, дили.

А мы кого-то видели: 1, 2 - идут дробным шагом по кругу.

Глазастого, ушастого,

Вихрастого, зубастого.

Он сидел под кустом

Громко щёлкал языком. 3, 4, 5, 6 - выполняют движения по тексту.

Может это был козёл? 7 - в круг выскакивает козлик, выполняет поскок. Дети отстукивают ритм колпачками.

Может из лесу пришёл серый волк? 8 - выбегает волк, двигается по кругу широким шагом. Дети отстукивают ритм.

Или медведь? 9 - выходит медведь, идёт вперевалочку. Дети отстукивают ритм. Не смогли мы разглядеть, потому что испугались

И с испугу разбежались. Далее все разбегаются, ведущие догоняют

ИНССЦЕНИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ «КУЗНЕЧИК»

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.

Ведущий:

Выскочил кузнечик из травы на кочку.

Постучал кузнечик звонким молоточком.

Кузнечик:

Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?

Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!

Жук:

Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!

Сам не знаю где и как лопнула подковка.

Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.

Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!

Кузнечик:

Это дело не беда! Подними-ка ногу!

Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!

Ведущий: Появляется комар.

Комарик:

Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!

Поломал я, как на грех, острую иголку!

Кузнечик:

Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет!

Ты из кузницы моей убирайся поскорей!

Ведущий: Комар улетает. Появляется сороконожка.

Сороконожка:

Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко.

Я осталась без ноги, вот беда какая!

Кузнечик:

Ножка ножкой, но какая?

Сороконожка:

Кажется, сороковая.

Ведущий:

Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук.

Ножка целая опять.

Сороконожка:

Можно больше не хромать

Все дружно:

Молоточек вновь играет, наковаленка поет!

Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает!

ТЕАТР ЗАГАДОК

"- Прыгун-трусишка, хвост-коротышка, глазки с косинкой, ушки вдоль спинки, одё жка в два цвета: белая на зиму, серая на лето. (Заяц(

- Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка(

- Рыжая, с пушистым хвостом, живу в лесу под кустом. (Лиса(

- Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (ЁЖ(

- Косолапый и большой спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд. Ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)

По мере того, как дети отгадывают загадки, из сундука достаются шапочки зверей и надеваются детям на голову.

Вы все загадки очень быстро отгадали. Теперь вы настоящие артисты из театра драматизации и мы с вами можем сыграть сказку:

«ОСЕННИЙ ДИАЛОГ»

Медведь. По завалам, по оврагам шёл медведь хозяйским шагом

- Отвечайте, звери, мне Все готовы ли к зиме?.

Лиса-Да, - ответила лисица. Я связала рукавицы.

Рукавицы новые, мягкие, пуховые.

ЗаяцА у нас есть валенки, - отвечали заиньки.

Что нам вьюга да метель. Хочешь мишенька примерь.

Белка. - Смотрит белка из дупла: я орешков припасла

Высоко моё дупло, в нём и сухо и тепло.

Ёжик. Вылез Ё жик из листвы: - Про меня забыли вы.

Здесь, в кустах моя избушка. А в избе - грибов кадушка.

Медведь. Обошёл Медведь весь лес и в берлогу спать полез

Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.

16

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 19:05
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»» (включая файлы) размещена пользователем юлия Одейчук (УИ 1175024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД