Людмила Викторовна
Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — инновационная технология развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повышение профессионального умения педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг.
Задачи мастер-класса :
1. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Сторителлинг — инновационная технология развития речи детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
2. Обучить участников мастер-класса методам и приемам обучения дошкольников сочинению историй, сказок в педагогическом процессе;
3. Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из инновационных технологий развития речи детей «Сторителлинг».
Модное слово «сторителлинг» в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок.
Игру «Сторителлинг» придумал Дэвид Армстронг.
Сторителлинг – это игра, которая интересна не только детям, но и взрослым. Состоит она из кубиков, на которые наклеены картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений.
Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:
Сторителлинг – отличный способ разнообразить деятельность детей, чтобы найти поход и заинтересовать любого ребенка.
Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
Дошкольникам сторителлинг помогает научится умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность.
Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются в памяти надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.
Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких-смелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!
Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.
Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тематику, договариваемся о ком будет история, т. е., выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (сказка, фантастика, детектив или смешная история).
Для реализации технологии сторителлинг применяем следующие принципы:
- простота,
- неожиданность,
- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам,
- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).
Структура сторителлинга.
В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:
1. Вступление.
Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
• Когда-то давным-давно….
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
• Это произошло темной и дождливой ночью…
• Наш герой понятия не имел, что его ждет…
2. Развитие событий.
Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.
3. Кульминация.
Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
4. Заключение.
Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.
И так! Игра начинается!
Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные рассказы или сказки.
Сначала задачу упрощаю, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составляем истории по уже знакомой сказке, например, «Красная шапочка». Дети с помощью кубиков выстраивают последовательность сюжетов сказки. Затем ввожу новый элемент, картинку волка заменяю колобком, и дети меняют сюжет данной сказки. Потом заменяю несколько картинок из сказки «Красная шапочка» на картинки с изображением сюжетов из других сказок, и дети придумывают уже совсем другую историю.
После формирования у детей опыта по составлению сказок, перехожу к более сложному этапу, где на картинках изображены разные сказочные предметы. Дети с помощью этих картинок фантазируют и придумывают необычную сказку. Каждый ребенок бросает кубик, и какая картинка выпадет по ней он и составляет сюжет сказки. Дети составляют по очереди, дополняя друг друга, чтобы сюжет сказки был логически последовательным. Если дети испытывают какие – либо трудности, то можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а следующий-воспитатель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
- А сейчас предлагаю вам поупражняться в составлении историй.
И так! «Кубики историй» - настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!
Благодарю за внимание!