Татьяна Проскурякова
Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая педагогическая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Социо-игровая педагогическая технология“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Ход мастер-класса
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.
Слайд3. Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов.
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - социо - означает малый социум (не социальный, поэтому правильное написание названия технологии через дефис. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.
Слайд 4 Таким образом, социо-игровая технология - это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.
Использование социо – игровых технологий обеспечивает решение основных целей и задач ФГОС:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
Слайд 5 В рамках данной технологии ставятся следующие задачи: 1. Помочь детям эффективно общаться, развивать у детей умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;
2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей;
3. Формировать у детей навык слаженной работы;
4. Сделать познавательный процесс более увлекательным для детей; 5. Воспитывать желание узнавать новое.
Социо - игровая технология стоит на 6 «Золотых правилах» и условиях:
Слайд 6 Правило№ 1: Работа проводится малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике я использую деление по следующим условиям:
Слайд 7 - Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям, ( например:по цвету волос, глаз, одежды;
чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и др.)
Слайд 8 - Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком) : (геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию; мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу и т. п.)
Слайд 9 - Объединение путем образования пар (троек, четвёрок, шестёрок)
Каждому ребенку предлагаем какое - либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной парой и представляет его для всех.
Слайд 10 - Деление на подгруппы по разрезному материалу.
Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе.
Слайд 11 - Деление на подгруппы по слову, движению, действию: назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и др. называть по цепочке 3- 4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет; назвать по цепочке 3 - 4 животных, растения, транспортные средства и т. п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3 - 4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке.
Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.
Слайд 12 Правило № 2: «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды, которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
Слайд 13 Правило № 3: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен.
Слайд 14 Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.
Слайд 15 Правило№ 4: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
Слайд 16 Правило № 5: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
Слайд 17 Правило № 6: ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца» : В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше - «нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.
Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Слайд 18 Общение детей в рамках данной технологии я организовываю в три этапа:
• на первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь
определенных правил:
1. Один за всех и все за одного.
2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
4. Когда работаешь, не мешай другим.
5. Справился сам, помоги другу.
6. Главное - не бояться доказывать свою правоту.
7. Умей попросить и принять помощь.
• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение педагог обучает дошкольников.
Слайд 19 Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности и авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
• Игры-задания для рабочего настроя.
имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
• Игры для «социо-игрового приобщения к делу» – каждое из этих игр может быть дополнено и нагружено образовательным материалом, который в играх усваивается с особым успехом;
• Игровые «разминки-зарядки» – общим для этой группы упражнений является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного несерьезного выигрыша. В этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха;
• Упражнения для «творческого самоутверждения» имеют свою специфику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;
• «Вольные» игры-упражнения – подвижные игры, проводимые «на воле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения.
Слайд 20 Итак, обратимся к практике социо-игрового подхода.
Начнем с
Игр – заданий для «рабочего настроя».
Приветствие «Я рада тебя видеть» + «Комплимент».
Следующая игра для «рабочего настроя»
«Встать по пальцам».
Цель: развивает слаженные, скоординированные отношения в коллективе.
Предлагаю рассчитаться на первый – второй.
Приглашаю команды присесть на стульчики.
Первая команда играет, а вторая команда «судьи» наблюдают за точностью выполнения команды: «Замри!».
Исходное положение: все сидят; ведущий, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Затем поворачивается к играющим. В комнате должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. Причем, между собой общаться никаким образом нельзя.
Комментарий: В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого встать или сразу сесть. Мобилизует всех играющих. (Должен быть азарт ведущего)
2. Игры социо-игрового приобщения к делу.
Игра «Выложи фигуру»
Назовите, какие цвета присутствуют на флаге России? (ответы детей).
Рассчитайтесь на БЕЛЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ. Рассчитываются и объединяются в команды.
Капитаном будет тот, у кого: в первой команде есть белый цвет в одежде, во второй синий, в третьей красный.
В коробке у меня счетные палочки. Возьмите каждые по две палочки. Один из вас начинает игру: он кладет счетную палочку на стол. Второй кладет свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасалась друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Старайтесь, чтобы получилось какое-то изображение.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не выложат все палочки.
В конце игры обсуждаем, что получилось.
3. Игры-разминки (разрядки).
Игра «Руки – ноги»
Остаемся сидеть в кругу. Условия игры: Один хлопок – команда рукам (их надо поднять или опустить); два хлопка – команда ногам (нужно встать или сесть).
Комментарии:
Моментальное включение в упражнение заставляет на ходу во время выполнения уяснять задание, используя сообразительность и находчивость.
4. Задания для творческого самоутверждения.
Игра «Бытовые приборы.
Подойдите к столу и выберите понравившейся вам цветок.
У нас образовалось три команды.
Посыльные берут картинку (с изображением, какого-то бытового прибора: пылесос, стиральная машина, фен).
- Команды посовещайтесь, как вам показать действие доставшихся приборов. Затем по очереди покажите «работу» своих приборов, чтобы другие команды смогли отгадать ваш прибор.
- Оцените, пожалуйста, оригинальность и точность исполнения.
Комментарии:
Весь смысл этого задания состоит в дружном исполнении определенного игрового движения, жеста или действия. Тренируется взаимное внимание друг к другу. И что они все вместе, и каждый из них может помочь каждому.
5. Вольные игры и упражнения.
Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.
В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были - не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь», «Воробьи - вороны» и др.
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Рефлексия. Я предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и ответов». Участники вытягивают вопросы - записки друг для друга, из шапки. Ответы готовят в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия.
Вопросы могут быть самые разнообразные. Например:
1. Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?
2. Что было сложным?
3. Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?
4. Какие правила социо-игровой технологии вами были отмечены?
5. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?
III. Заключительная часть.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии : работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).
Слайд 21 Положительные стороны социо – игровой технологии.
Слайд 22 Социо-игровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социо - игровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.
Работая в данном направлении, я предполагаю, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками мы сможем достигнуть следующих результатов:
• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
• дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
• у них не будет чувства страха за ошибку.
Слайд 23 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!