Айсылу Белогрудь
Мастер-класс для педагогов «Развитие произвольной саморегуляции детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время многие педагоги ДОУ обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие произвольной саморегуляции детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2022
В этой связи особую актуальность приобретают исследования о развитии саморегуляции детей в современных социально-исторических условиях. Необходимо вести целенаправленное педагогическое руководство развитием саморегуляции, как качественной характеристики психологической готовности к школе, проявляющейся в различных видах деятельности.
Саморегуляция–это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.
При работе над формированием произвольной саморегуляции, важно научить детей контролировать свое тело. При решении этой задачи я использую подвижные и малоподвижные игры, а также элементы йоги, которые не только помогают при формировании саморегуляции, но и укрепляют здоровье.
1. Игра «Продолжи ряд»
Педагог раздает детям одинаковые карточки с последовательностью предметов (10-12 предметов) и называет первый предмет, а ребенок, который стоит после него, продолжает ряд, называя следующий предмет, и так далее. Важно следить за ходом игры и не пропустить «свой» предмет.
Все мы сталкиваемся на занятиях с тем, что дети часто нетерпеливы, выкрикивают ответы с места, не поднимая руки и не дожидаясь, пока их спросят. Я хочу предложить вам игру, которая поможет вам приучить воспитанников не выкрикивать ответы.
2. Игра «Яколка»
Педагог читает загадки, а дети, если знают ответ, не говорят его, а молча делают шаг вперед. Ответ на загадку произносится хором по команде педагога.
При формировании произвольной саморегуляции важную роль играют также подвижные игры с правилами.
3. Игра «Виды спорта»
Педагог просит детей рассчитаться на первый-второй-третий, но не цифрами, а видами спорта, например, зимние: сноубордист-лыжник-фигурист. По команде спортсмены должны отправиться на пункты сбора: зеленый обруч – пункт сбора для сноубордистов, желтый обруч – пункт сбора лыжников, красный обруч – для фигуристов. Педагог акцентирует внимание на том, что двигаться дети будут только после того, как педагог 3 раза хлопнет в ладони (можно усложнить задачу, придумывая разные порядки движений педагога).
Эта игра универсальна, ее можно играть в любое время года, используя любую лексическую тему: осенью это могут быть фрукты или листья, либо транспорт или посуда.
4. Игра «Путаница».
Все мы знаем, что есть 4 стихии, предлагаю поиграть, используя следующую схему: Земля – присели, коснулись пола; Воздух – подняли руки вверх; Вода – показали «плавательные» движения руками; Огонь – «фонарики». Педагог показывает движения детям, затем акцентирует внимание на то, что дети должны повторять только то, что он скажет, а не то, что покажет.
5. Игра «Расставь посты».
Дети паровозиком маршируют за машинистом под музыку. Когда звенит бубен, последний в колонне замирает на месте. А паровозик продолжает путь. Затем опять звенит бубен и последний в колонне останавливается. И так до конца. Затем, под веселую музыку, дети двигаются вразброс, как хотят. Но когда музыка прекратится, все должны вернуться на те места, где они остановились.
6. Упражнение «Йога для мозга».
1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены.
2. Скрестить руки на груди так, чтобы правая оказалась сверху.
3. Пальцами левой руки взяться за мочку правого уха, а пальцами правой — за мочку левого. Большие пальцы должны быть с внешней стороны уха, а указательный — лежать на внутренней.
4. Прижать язык к небу, чтобы кончик упирался в верхние зубы, как будто вы хотите сказать звук «Л».
5. Удерживая пальцы на мочках ушей, а язык — прижатым к небу, медленно сделать приседание. Сгибая ноги, нужно делать глубокий вдох. Присев, задержать дыхание на 1 секунду.
6. Медленно подняться на выдохе в исходное положение.
Повторять упражнение в течение 1–2 минут. Ежедневное повторение способствует восстановлению нарушенных нейронных связей и образованию новых. Выполнять его следует только утром.
Такие игры я применяю на своих занятиях и вижу положительные результаты. Надеюсь, мой опыт будет вам полезен!