Чемезова Вера
Мастер-класс для педагогов «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»
▼ Скачать
«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»
Слайд 1
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? Слайд 2
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, способом реализации которого является учебная ситуация. И сегодня я хочу с вами поговорить об активных методах обучения.
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Не секрет, что мы запоминаем: Слайд 3
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Предлагаю сегодня не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был высок.
Цель сегодняшнего мастер-класса: научить применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах.
Существуют различные методы в педагогике. Слайд 4
Известны пассивные методы, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения;
Слайд 5
активные (здесь педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач)
Слайд 6
Однако, существует ещё одна очень интересная форма обучения детей – интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат. Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов.
Слайд 7
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Как гласит китайская мудрость : «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму».
1. Активные методы начала образовательного мероприятия
Начало урока может быть необычным. Слайд 8
Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Примеры:
Метод «Добро в ладошках»
Учащиеся соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко», «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
А теперь давайте познакомимся друг с другом. Используем метод «Автограф».
На столах у вас приложения к мастер-классу.
Найдите ПРИЛОЖЕНИЕ 1. вам необходимо собрать как можно больше автографов, заполнив таблицу. Кто собрал больше всего автографов?
Слайд 9
Этот метод можно проводить для знакомства с новым классом, во время проведения воспитательных мероприятий. Графы могут быть разными: к примеру, записать имя и прилагательное, которым ребёнок себя характеризует (Иван-смелый, Ира –ответственная, и т. д.)
2. Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасений
Слайд 10-11
-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений
можно использовать следующие методы:
Примеры: «Фруктовый сад», «Осенний сад», «Поляна снежинок».
Цель: учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика,
полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими
образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Метод «Поляна снежинок» Этот метод побуждает учащихся к самооценке. - У вас на партах лежат снежинки белые и голубые, (цветочки и тучки). Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку (цветочек). Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку (тучку)
- Уважаемые коллеги, предлагаю на солнышках написать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на тучках.
3. Активные методы презентации учебного материала
Слайд 12-13
Примеры: «Инфо-угадай-ка», «Инфо-карта», «Инфо-ромашка», «Ковёр идей», «Фонтан идей», «Инсерт» или «Пометки на полях».
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала,
оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.
Посмотрите ПРИЛОЖЕНИЕ 2 в ваших листах.
Перед вами «Инфо-карта», названа она «Активные методы обучения». Карта разделена на сектора.
Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)
-Запишите. (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)
Сектор 2 – этапы урока.
-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие
эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды АМО.
- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.
(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Автограф», «Инфо-карта»)
Сектор -4. Цели применения АМО.
-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных
навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока. Слайд 14
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Слайд 15
Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».
Следующий метод «Инсерт» или «Пометки на полях». Он позволяет ученику
отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
Знаком «вопрос») отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Знаком «восклицательный знак») отмечается то, что учеников удивило.
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.
Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе является разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода «Инсерт» у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах, или данный вопрос может стать целью урока.
Предлагаю вам найти ПРИЛОЖЕНИЕ 3 в ваших листах и сделать пометки + и -. + - если вы знакомы с методом, - - если вы не знакомы с таким методом, и! знак, если вам понравился или удивил какой-либо метод. Надеюсь, что какие-то из «минусов» смогут превратиться в «плюсы» в конце мастер-класса.
Метод «Золотой ключик» Слайд 16
Учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой. Отгадка – ключ к двери с важной информации. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершению 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и т. д
На начальной стадии урока при организации групповой и индивидуальной
работы учащихся, можно использовать метод «Корзина идей» для актуализации имеющихся у них знаний и опыта. На доске помещается корзина, в которой условно будет собрано всё то, что ученики вместе знают об изучаемой теме – понятия, термины (формируются познавательные УУД: умение сопоставлять, отбирать информацию, полученную из различных источников).
Метод «Ковёр идей» Слайд 17
«Ковёр идей один из методов решения проблемы.
Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на
вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные
листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему исчезает рыба в водоемах? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
4. Активные методы организации самостоятельной работы над темой
Слайд 18
Цель: закрепление пройденного материала. Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее прошел урок. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал.
Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора, «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка»,
«Творческая мастерская» Слайд 19
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
5. Активные методы релаксации
Слайд 20
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь
иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно
расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят
сделать это, не выходя из класса.
Упражнение "Четыре стихии" (Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66)
- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь.
"земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола
"вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх
"огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах
Подобные упражнения «Воздушный шарик», «Тряпичная кукла и солдат».
6. Активные методы подведения итогов
Слайд 21
«Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг», игра «Вопрос – ответ».
«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Метод «Написание синквейна» Слайд 22
На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
- Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно.
Итак, тема синквейна
Метод.
Эффективный, активный.
Мотивирует, увлекает, учит.
Применяется на разных этапах урока.
Активность
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Слайд 23
- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо - карта» и допишите в графу
«виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились.
(«Кластер», «Инсерт», «Четыре стихии», «Синквейн»).
- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Солнышко и туча». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.
- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения.
- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.