Елена Бахмацкая
Мастер-класс для педагогов по развитию познавательных способностей старших дошкольников посредством технологии «Река времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов с технологией «Путешествие «по реке времени»».
Задачи:
1. Передача педагогического опыта путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов, приемов;
2. Популяризация инновационной технологии, идей, находок;
3. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер – класса
Актуальность.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по развитию познавательных способностей старших дошкольников посредством технологии „Река времени“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Нас заинтересовал один из типов детского исследования – путешествие по “реке времени”. Технология носит инновационный характер, т. к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: работа с пособием-панно «река времени», рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии. Существует много методик изучения временных промежутков и изменения образа и предназначения тех или иных вещей, но игра – путешествие является наиболее актуальным методом. Использование подобных игр позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления.
Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить познавательную, речевую, социально-коммуникативную образовательные области. Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.
Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Основной развивающей задачей исследований - путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Для того, чтобы работать в данной технологии, необходимо пособие. Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.
К примеру: «древность» - «старина» - «современность» - «будущее».
«Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей
«Старина» – примерно, мир средневековья и чуть позже.
«Современность» - современный мир.
«Будущее»
Арт -панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к настоящему.
Для реализации технологии были подобраны картинки (в том числе в виде презентации, игры, литературные произведения, подобран дидактический материал, схемы и символы, музыкальное сопровождение, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие, Н. А. Коротковой «река времени"
Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются- заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами. которые можно исследовать, попробовать в действии. Такие картинки-иллюстрации используются многократно. Также понадобятся аналогические по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки- «метки» для наклеивания на панно (размер картинок 6х8 см или 7х10 см). Можно делать прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной
Подбор методов и приемов при ознакомлении детей с различными эпохами основывается на следующих принципах:
Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам рекомендуется использовать в своей работе следующие методы:
Словесный метод.
Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование фонотеки.
Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
Наглядный метод.
а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
в) Составление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
Практический метод
Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
Игровой метод
Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Перед вами алгоритм занятия. В конце практической части мы с вами посмотрим, где какой этап проходил, в чем он заключался.
Алгоритм проведения «Путешествия по «реке времени»
• Обсуждение реального или вымышленного события
• Постановка цели исследования (узнать)
• Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
• Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
• Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
• Вывешивание таблицы на стене группового помещения
• Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Более подробно я хочу вас познакомить с данной технологией на примере работы с картой - панно на тему «Осветительные приборы» в форме непосредственно образовательной деятельности. Вас я приглашаю не только освоить эту технологию, но и выступить в роли детей.
Показ отрывка НОД с участниками мастер-класса
Тема: «История возникновения осветительных приборов».
На столе раскладываются картинки осветительных приборов разных эпох.
Цель: Создать условия для формирования представления о истории осветительных приборов, процессом их преобразования человеком.
Воспитательные задачи: Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми, становление самостоятельности.
Развивающие задачи : Развивать воображение, внимание, тактильное восприятие.
Обучающие задачи: Познакомить детей с историей возникновения осветительных приборов, вызвать интерес к прошлому этих вещей. Систематизировать и обобщить знания детей об их назначении; материала, из которого они сделаны.
Первый стол работает со мной на большом панно. Остальные на макетах, которые лежат на столе.
1. Обсуждение реального события. (сообщать название)
Воспитатель: Обратите внимание, сколько здесь разных красивых вещей. Давайте назовем их (свеча, керосиновая лампа, лампочка, палочки)
2. Постановка цели исследования.
Хотите узнать, как появились осветительные приборы?
Вы, любите путешествовать? Я, предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке Времени». Время течёт так быстро, как вода, и на пути нам будут встречаться острова, мы узнаем много интересного.
Воспитатель: На столе лежат предметные картинки, это осветительные приборы, давайте поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.
(На большом панно «река времени» с символическими метками «Древнего мира», «Русской старины» и «Современного времени».) А помогут нам путешествовать вот эти часы, закроем глаза и поплывём по реке времени.
Тик - так, тик - так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Древность с вами попадём. 3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.
Воспитатель: На реке времени остановка, она называется «Древность».
Древние люди жили в пещерах и носили одежду, сделанную из шкур
животных. Как вы думаете, как же они жили в темноте, ведь электричества не было? Сейчас вы попробуете отгадать загадку, и вы узнаете, чем люди в древности освещал и свои пещеры
Воспитатель загадывает загадку:
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода — хорошо,
Но с собой не понесешь.
Как вы думаете, что это?
Дети: Костёр.
Воспитатель: Верно, древние люди разжигали костёр, огонь зажигали с помощью трутовых палочек. Давайте и мы с вами попробуем, как древние люди добыть огонь.
Игра «Добываем огонь» (раздать палочки)
Подумайте и скажите, для чего древние люди использовали костер? (Тепло, свет, приготовление пищи, отпугивание животных.)
Давайте поместим картинки на «реке времени». Правильно, молодцы.
А как же они ходили на охоту с костром в руках, они же обожгутся? На столе у вас подсказки – в конверте. А там разрезная картинка. Нам надо ее собрать.
Игра «Собирают картинку». «Факел»
В: Что это ребята?
Д:Факел.
В:Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. Как люди использовали факелы? С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение. Поместите картинку в ее временную эпоху. Назовите первые осветительные приборы.
(Костер, факел) Давайте поплывём дальше по нашей реке. Закроем глаза и поплывём.
Тик - так, тик - так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В старину мы попадём.
Воспитатель: Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Старина». Может из вас кто-то знает, какой осветительный прибор освещал избу в старину? Воспитатель загадывает загадку:
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали.
Песню пели, славно, чинно
А зовут ее (лучина)
Люди придумали лучину. Это обыкновенная деревянная щепка, сделанная из березового полена и заострённая на конце. Ее зажигали и таким образом освещали жилище. Лучины вставлялись в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место.
Игра "Передай быстрее"
(чтобы не обжечь руки лучиной надо быстрее передать ее из рук в руки, пока играет музыка, как только музыка закончилась, тот у кого лучинка оказалась в руках должен сказать какая она) (горячая, тонкая, деревянная, обжигающая).
(сели на стульчики)
Воспитатель: Вам было бы удобно пользоваться таким осветительным прибором? Почему?
(От лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.)
- Представьте, что вы сидите около горящей лучины, от которой падают искорки на пол, и он вдруг загорается. Что бы вы сделали для того, чтобы этого не произошло?
-Наши предки нашли такой выход: под лучину они ставили корыто с водой, искры попадали туда и гасли. Давайте поместим лучину рядом с меткой «Старина».
-Прошли годы, человек развивался, трудился, учился и придумал более удобный предмет для освещения.
загадка:
Будто стройная березка,
Только сделана из воска.
Как вы думаете, что это?
Дети: (Свеча)
А кто знает, почему свечу назвали именно так?
Воспитатель: Свечу делали из пчелиного воска, бараньего сала, у свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Свеча дает свет и светит дольше, чем лучина. А чтобы не держать ее в руках, изобрели подставку под свечу. (подсвечник) Как вы думаете, чем неудобна свеча?
(Свечой можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.) --- --Найдите картинки с изображением свечи и поместите их на панно.
Продуктивная деятельность: Лепка свечи из пластилина.
Воспитатель: Свеча хоть и горит дольше, но мгновенно задувается ветром. И чтобы этого не происходило свечу стали помещать в закрытый сосуд. И тогда появился еще один осветительный прибор – фонарь.
Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Постепенно они научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Из нефти научились делать керосин. Какой же предмет для освещения они придумали?
Со стекла смахните пыль
И ее включите.
У нее горит фитиль,
Он из плотных нитей. (Керосиновая лампа)
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа?
(Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Ещё она была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.)
Возьмите картинки с изображением керосиновой лампы и поместите их на «реке времени».
Давайте поплывём дальше по нашей реке. Закрываем глаза.
Тик - так, тик - так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В современность попадём.
Воспитатель: Мы приблизились к последней нашей остановке «Современность». Прошли годы. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Я вам загадаю загадку, а вы отправьте отгадку «домой».
Дом стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)
Лампочки освещают наши квартиры и улицы. А сейчас ребята появились новые энергосберегающие лампочки (люминесцентные и светодиодные). Они дают много света, а расходует электроэнергии мало. Дома у вас, наверное, у многих таких есть.
Что появилось в наших домах благодаря появлению лампочке?
(Люстры, светильники)
Вот так люди, передавая свой жизненный опыт, знания и умения из поколения в поколение, изменили свою жизнь. Выбираем картинки с изображением лампочек и светильников и размещаем их на панно.
-А сейчас давайте посмотрим на нашу реку времени. Скажите мне, люди перестали пользоваться осветительными приборами, с которыми встретились в древности и в старину? - Вот факел! Зачем он современным людям? Факел люди используют для представлений в цирке и как традицию зажигания олимпийского огня на спортивных играх. -А лучиной пользуется человек в современном мире? Пользуются, чтобы разжечь костер или печь - А свечка для чего нужна современному человеку? Люди пользуются свечкой, как осветительным прибором, когда отключают электричество.
4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
Воспитатель: У нас ещё остались картинки. Пусть каждый из вас решит, какую временную точку он выберет на «реке времени» и заполнит её картинками. Дети выкладывают картинки на выбранную временную точку на панно «Река времени».
- Вам понравилось со мной путешествовать по реке Времени?
А что больше всего понравилось?
А сейчас небольшой сюрприз?
Воспитатель зажигает несколько настольных светильников разных по форме.
Дети рассматривают их, сравнивают.
- Ребята, интересно, а как они будут выглядеть в будущем?
6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
Готовые панно вывешиваются в групповой комнате и при необходимости дополняются или используются для закрепления полученных представлений. Как видите таким образом можно познакомить с историей развития различных предметов : книг, письменности, бытовых приборов, костюмов, обуви, жилища и т. д.
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
Рефлексия.
Чтобы обобщить материал нашего мастер-класса, я предлагаю составить синквейн. Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна; путешествие
2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.