Марина Сальникова
Мастер-класс для педагогов по проблеме детского экспериментирования «Неизведанное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса Саратовской области
им. Л. Г. Венедиктовой
Структурное подразделение Детский сад-школа №1
Мастер-класс
для педагогов
по проблеме детского экспериментирования
«Неизведанное рядом».
Подготовила:
воспитатель 1 квалификационной категории
МОУ-СОШ № 3 им. Л. Г. Венедиктовой
Структурное подразделение д /с №1
г. Маркса Саратовской области
Сальникова Марина Викторовна
г. Маркс,2019
Публикация «Мастер-класс для педагогов по проблеме детского экспериментирования „Неизведанное рядом“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
Сухомлинский В. А.
Цель мастер-класса : повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Задачи:
Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
Показать коллегам, как можно использовать эксперименты и опыты в образовательной деятельности детей.
Детство — это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Поисково-исследовательская, активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающей действительности, он хочет познавать новое, удивляться и удивлять окружающих.
Наши дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Играя, ребёнок развивает умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Задачи детского экспериментирования данного мастер класса
Обучающие:
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира и их значимости для жизни человека.
Знакомить детей с различными свойствами веществ.
Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода) для удовлетворения своих потребностей.
Развивающие:
Развивать представления детей об основных физических явлениях, о некоторых факторах среды (температура, переход в разные состояния, и др.)
Воспитывающие:
Формировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.
Деятельность участника Деятельность коллег
Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.
Эксперимент рождается не просто :
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаё т себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось.
Посмотрим, что же получится у нас?
Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей среднего дошкольного возраста и поэкспериментировать.
Итак, приступим к экспериментам.
Сегодня на нашем мастер-классе, мы поработаем со всем хорошо известным веществом. А, с каким, вы узнаете, отгадав загадку.
-Этот белый минерал, Он на кухне генерал. Без него супы и каша, Не понравятся нам даже…
(соль).
Опыт 1
Для того, чтобы привлечь детей к поисково-исследовательской деятельности нам необходимо создать проблемную ситуацию. Для этого я обычно использую, например, сказки, загадки и прочее.
-Однажды, с базара, домой шли две лошадки и несли груз в мешках (одинаковый по объему). Одна несла мешки с солью, а другая несла мешки с поролоном. Одной лошадке было очень тяжело идти, а другой идти было легко. Путь к дому лошадок, проходил через реку, и им,пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом пропитались водой и промокли. Одной лошадке было легко плыть, и она быстро переплыла реку, а вот другой пришлось приложить много усилий, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда лошадки, пришли домой, то оказалось, что только одна лошадка донесла весь груз до дома. А вот, какая лошадка принесла груз, и почему только она, нам с вами предстоит узнать из следующих опытов.
Итак, проблемная ситуация : Почему так произошло? Какой груз тяжелее? А какой легче?
-На столе мешочки с солью и мешочки с поролоном.
-Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче?
- Значит, какой лошадке было легко идти?
- А, какой тяжелее?
-Вот мы и ответили на первый вопрос. А теперь возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью?
-Возьмите поролон и намочите его в этой воде. Теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон?
-Скажите мне, теперь, какой лошадке было легко плыть. Почему?
-Какой лошадке было плыть тяжело? Почему?
-Какая же лошадка пришла домой с грузом?
-Почему?
-Замечательно! Вы просто молодцы! И вашим воспитанникам повезло, потому что рядом с ними творческие воспитатели.
Рефлексия: И в заключении:
-Есть одна замечательная притча: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках».
-В наших, с вами руках то, как мы сможем развить все задатки, которые мы заложили в наших детей, достигнут ли они соответствующих высот или они останутся нераскрытыми! Благодарю за активное участие. Творческих всем успехов!
-Поролон.
-Лошадке, которая несла поролон.
-Лошадке, которая несла соль.
- Она растворилась.
- Поролон. Он впитал в себя воду.
- Лошадке с солью было легче плыть, так как соль в мешках растворилась и мешки стали пустыми и лёгкими.
-Лошадке с поролоном потому, что поролон впитал воду и стал тяжёлым.
-Лошадка с поролоном.
-Соль растворилась, а поролон нет Вещество- соль, имеет свойство растворяться, а поролон нет!
Литература:
1. О. В. Дыбина. «Неизведанное рядом».
2. А. И. Иванова «Детское экспериментирование – как метод обучения».
4. Н. Рыжова «Наш дом природа».
5. Н. А. Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ Ребёнок в детском саду №4 - 2003 г.