Наталья Панфилова
Мастер-класс для педагогов по художественно-эстетическому развитию «Декоративно-прикладное искусство Кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель: Расширить знания педагогов в вопросах декоративно-прикладного искусства Кубанского казачества.
Задачи:
- Сохранение традиций кубанского казачества;
- Познакомить с различными видами и значением кубанской вышивки.
Форма проведения: Мастер-класс с использованием компьютерной презентации. Практическая деятельность педагогов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по художественно-эстетическому развитию „Декоративно-прикладное искусство Кубанского казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Материалы и оборудование: ноутбук, экран, проектор, компьютерная презентация, цветные схемы вышивок на листах в клетку, гелиевые ручки, фломастеры.
Ход мастер-класса :
1. Вступление.
Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер-классе «Декоративно-прикладное искусство Кубанского казачества.
Одним из приоритетных направлений современной системы образования стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Об этом говорят ряд документов администрации Краснодарского края и личное участие губернатора Кубани в активном решении этих вопросов.
Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому кубанских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
2. Теоретически-демонстрационная часть.
Долгими зимними вечерами казаки занимались рукоделием:
Керамика: гончарное производство посуды, глиняной игрушки;
Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество;
Плетение: из лозы, соломы, листьев початков кукурузы (талаша);
Резьба по дереву;
Ковань;
Роспись (Петриковская);
Изготовление изделий из кожи;
Изготовление изделий из войлочной шерсти.
Вышивка — основной вид народного изобразительного искусства Кубани. Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры: восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой.
Всеми нами любимая вышивка крестом, так же как и другие виды рукоделия, имеет свою историю.
В кубанских станицах девочки с 6-7 лет приучались к прядению и вышивке. По старинному обычаю, они собирались в будние осенние и зимние вечера «на сиделки» в какой-нибудь дом с хорошей репутацией, где занимались рукоделием. К 15 годам кубанская девушка должна была приготовить себе приданное: вышитые рушники, скатерти, покрывала, одежду, несколько «сувоев» (кусков) полотна и подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха своими изделиями — это говорило о ее мастерстве и трудолюбии. В то время изделия изготавливали из грубого домотканого полотна и, чтобы изделия получались красивыми, их украшали вышивкой
Не только отдельные мастерицы, но и целые станицы славились своими вышивками и бывало по рисунку можно было узнать, где изготавливали предметы быта. На Кубани издавна вышивали гладью, крестом простым и болгарским, делали мережки. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом.
3. Практическая часть.
Традиционная вышивка всегда была очень символична. Составляя узоры, вышивальщицы включали в них геометрические фигуры: квадраты, ромбы, звездочки, углы, а также фигуры птиц, зверей, людей.
Птица — один из наиболее распространенных и любимых образов народного творчества (петухи, павлины, голуби, пожелание семейного счастья, любви.
Голубь — чистая, светлая, «Божья» птица.
Растительный орнамент занимает главное место в кубанской и казачьей вышивке.
Калина-это дерево рода. Ягоды калины красного цвета, они стали символом крови и бессмертного рода. Также калина символизирует женскую красоту, здоровье, верность, надежду, возрождение, жизненную стойкость и силу.
Виноград. Символика винограда означает согласие, благосостояние и гармонию семейной жизни. Ещё виноград- символ трудолюбия, благополучия и покоя.
Дуб- священное дерево, символ необыкновенной силы.
Роза-это символ красоты, утонченности, любви, милосердия.
Лилия-символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии.
Цвет в орнаменте тоже символичен. В основном мастерицы использовали красный цвет — символ солнца, огня, крови. Огонь считался братом солнца.
Цвет красный — это любовь, красота, смелость, великодушие, победа.
Черный- цвет земли, пашни, ночи, покоя.
Зелёный — использовался в вышивках в небольших количествах, он символизирует растительный мир.
Теперь предлагаю всем участникам мастер – класса выбрать по душе схему вышивки. Соответственно схеме каждую точку в середине клетки превратите в крестик.
Педагоги приступают к практической деятельности.
Во время выполнения работы звучат фонограммы кубанских народных песен.
4. Подведение итогов.
Народная вышивка является достойным делом, воспитывающим доброту, терпение, усидчивость. Ведь недаром склонялись наши прародительницы над пяльцами, значит, почему-то это было важно для русской женщины — овладение искусством вышивки.
Возможно, мой опыт пригодится вам в работе.
В заключении нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам вашим воспитанникам.