захрабян оксана
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер –класс для педагогов «Нетрадиционные пальчиковые игры
как средство развития речи дошкольников»
Актуальность
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нетрадиционные пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Цель
Познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе; формирование речевых навыков у детей посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр
Задачи
1. Раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики
2. Определить сущность взаимосвязи пальчиковых игр с речевым развитие детей дошкольного возраста
3. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей
Ход мастер – класса
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на своем мастер –классе. Сегодня мы с вами поговорим о нетрадиционных пальчиковых играх как средство развития речи дошкольников.
Ученые давно установили, что развитие речи находиться в прямой зависимости от тонких движений пальцев. Поэтому развитию мелкой моторики у детей уделяется большое внимание. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребенка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Самый благоприятный период для развития речи –до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе речь ребенка. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В связи с этим заниматься развитием пальцев рук ребенка желательно в форме игры.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть
традиционными и нетрадиционными.
Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры - конструкторы,
мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д. ; кукольные театры:
пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой; лепка
из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений
«гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п
Нетрадиционные : самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими
орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с
использованием разнообразного материала: бросовым, природным,
хозяйственно-бытовым.
Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые
игры, которые использую в своей работе:
1. Пальчиковая игра «Башмачки»
Берем пластмассовые крышки от бутылок (2 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательный и средний пальцы, «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. Это игра с речевым сопровождением.
После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла
Долго плакала, искала
(другая рука)
В крышки пальчики обула
Смела в них вперед шагнула.
(другая рука)
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
2. Пальчиковая игра «Мальчик –пальчик»
Мы знаем, что есть мячик Су –Джок, для массажа ладоней, но мы будем с вами использовать кольцо Су -Джок для массажа каждого пальчика. Предлагаю взять кольцо и последовательно надевать его на каждый пальчик с помощью речевого сопровождения:
- Мальчик –пальчик,
- Где ты был (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
- С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
- С этим братцем кашу ел (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
- С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на мизинец)
То же самое повторяем и пальчиками другой руки.
3. Игра с массажным ковриком «Травка»
С помощью этой игры я предлагаю провести массаж всей ладони.
Кладем коврик перед собой, ладонями на коврик и делаем на нем движения соответственно тексту:
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки (прыгаем всеми пальцами по коврику)
И катались по траве,
От хвоста до головы (протыкаем ладони от основания к кончикам пальцев)
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали («попрыгать» и «лечь» ладонями на коврик)
Мимо змеи проползали,
«С добрым утором!» - им сказали (ладони по очереди ползут как змеи)
Стала гладить и ласкать,
Всех зайчат зайчиха –мать. (ладони поочередно гладят коврик)
Еще один необычный способ нетрадиционных пальчиковых игр – пальчиковые шаги и сенсорные дорожки. Данная методика хорошо представлена в книге Тимофеевой Е. Ю. и Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги». Взяв за основу данную методику, сшила сенсорные дорожки.
Предлагаю вам попробовать эту методику.
1. Ползу я по дорожке
Перебираю ножки
Мечтаю бабочкою стать
Чтоб по цветам легко порхать
(Каждым пальчиком левой руки «проползти» по дорожке, потом каждым пальчиком правой руки)
2. Домовенок Кузя
Ищет новый дом
Хочет быть хозяином
Поселиться в нем
(прошагать пальчиками правой руки, затем левой руки)
Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок вместе со взрослым проговаривает или слушает короткие стишки или рифмованные строчки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковые шаги как игру и с удовольствием выполняет все.
Детям очень нравятся «ходилки-шагалки». А чтобы было еще интересней, у нас есть такие «шагающие» игрушки. Сзади у них пришита бельевая резинка, куда продеваются указательный и средний пальчики. Такие игрушки легко «оживают» и с ними шагать веселее.
Предлагаю также попробовать наши «ходилки –шагалки» :
Разноцветный мячик
По дорожке скачет.
Прыгает, не бьется,
В руки не дается!
Я хочу подвести итог нашей встречи словами Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
РЕФЛЕКСИЯ.
Сегодня мы говорили о пальчиковых играх. Предлагаю попрощаться с помощью пальчиковой игры :
Мы (руки к груди)
славно (руки вперед)
потрудились (кулак на кулак,
Мы (руки к груди)
многое (руки вперед)
узнали (руки к голове,
Чуть-чуть (руки «щепоткой»)
добрее (руки к сердцу)
стали (руки вперед)
И дружно (руки в замок)
поиграли (аплодисменты).
А сейчас прошу вас выразить свое ощущение от мастер-класса. Я вам раздам изображение ладони. Каждый палец отмечен своим настроением.
Большой палец – палец Радости,
Указательный – палец Недоумения,
Средний - Воодушевление,
Безымянный – Разочарования,
Мизинец – Удовольствия.
Прошу вас отметить тот палец, который совпадает с вашим настроением.
Всех благодарю за внимание и активное участие.