элла тупикина
Мастер-класс для педагогов по развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение …2
1. Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников…. 3
2. Практическая часть…. 4
3. Литература….10
4. Приложения …. 11
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
Введение
Публикация «Мастер-класс для педагогов по развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2018
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Остановимся на одном из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребёнка.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Работа по развитию мелкой моторики у дошкольников мной проводится согласно федеральному государственному образовательному стандарту с учё том интеграции образовательных областей через все виды детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной, продуктивной, трудовой, двигательной, чтение.
1. Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников
Актуальность развития мелкой моторики дошкольников заключается в том, что это позволяет:
• сформировать координацию движений пальцев рук;
• развить речевую деятельность;
• подготовить ребёнка к школе.
В вопросах развития речи у ребенка не бывает мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной проблемой. Часто родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики руки, не понимая, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи ребёнка.
Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Раскрыть актуальность темы.
2. Познакомить с методами и приемами по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Познакомить с современными играми и пособиями для развития мелкой моторики.
3. Практическая часть
Тема нашего сегодняшнего мастер-классе : РАЗВИТИЯ МЕЛКОМ МОТОРИКИ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Что такое моторика?
Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребёнок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребёнок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставание у ребёнка, стоит заняться с ребёнком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т. е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребёнку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим с карандашами и т. д.).
При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
Перейдем к практической часть нашего мастер-класса
«Игра с карандашом»
Положите карандаш между ладоней и катайте. А сейчас выполним вертушку. Возьмите карандаш большим и указательным пальцем - начинаем вращение, помогая средним пальцем.
«Карандаш»
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Игры с карандашами тренируют движение пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Обладатели карандашей - вы являетесь участниками продолжения мастер-класса, в соответствии с цветом карандаша вы будите выполнять предложенные вам задания.
Мы с вами друг друга поприветствовали, пусть наши пальчики поприветствуют друг друга.
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю.
Всех я вас приветствую!
Упражнение для движения рук и пальцев, сопровождаемые стихами (Приложение №1) благотворно действуют на развитие детской речи. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Развивается память, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Способствуют овладению навыками мелкой моторики.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам - вспомним сказки, и вместе с тем потренируем ваши пальчики. А помогать нам будет волшебный клубок
Для развития мелкой моторики прекрасно подходит любого вида аппликация, (Приложение№ 2) как с использованием ножниц, так и способом обрывания, скатывания бумаги. Сейчас обладатели синих и голубых карандашей тоже выполнять аппликацию, но, а из какой сказки наша картина вам нужно будет отгадать.
Загадка:
Хрю-хрю-хрю -
Каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный
А пока изготавливается аппликация мы отправимся дальше за путеводным клубком.
Привел нас клубок к следующей сказке.
Сейчас я загадаю вам загадку, а обладатели желтых карандашей нарисуют отгадку на волшебном экране.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок
Игровое упражнение «Волшебный экран»
На нем можно делать множество разных рисунков, причем ненужный будет исчезать бесследно. Для этого понадобится обычный разнос и немного манной крупы. (Приложение №3)
Вначале дети рисуют простые предметы: снежинки, капли дождя. Затем переходят к более сложным сюжетным картинкам, изображению сказочных героев. Главное, что все даже маленькие неточности на волшебном экране легко исправляются, а каждая следующая картинка становится лучше, чем предыдущая.
Данный вид деятельности развивает мелкую моторику пальцев, воображение, творческие способности ребенка.
Итак, что же вы нарисовали? Молодцы, присаживайтесь.
Волшебный клубок привел нас к следующей сказке
Кто скажет, как она называется?
Прошу обладателей красных карандашей выти ко мне.
Игра «Сенсорный мешочек»
В этих мешочках находятся предметы, которые встречаются в сказке. Вам нужно будет нащупать найти героя из сказки «Маша и медведь»-медведя, а второму участнику Машу. Хорошенько со всех сторон обследовать его пальчиками, при этом пояснить, какие детали предмета помогли с отгадкой.
В процессе данной игры развиваются тактильные ощущения – определение предметов на ощупь; развивается речь, внимание, память. (Приложение №5)
Отправляемся дольше за путеводным клубком. Послушайте следующую загадку
Он с виду кажется простым,
А ведь бывает золотым.
Не зря его Тортилла
На дне пруда хранила.
(Золотой ключик.)
Игра с планшетом и резиночками
Приглашаю обладателей оранжевого карандаша. Вам при помощи резиночек на этом волшебном планшете нужно выложить ключик.
Такое упражнение развитие мелкой моторики рук, сенсорику, мышление, воображение, творчества и, конечно же, мелкую моторику рук. (Приложение № 5)
Привел нас клубок к сказочным героям, которые растеряли свои вещи
Помочь им вернуть свои вещи поможет обладатель черного карандаша.
А поможет нам в этом волшебный планшет.
Нужно соединить резиночками сказочного героя с предметом, который ему принадлежит. Проговаривайте вслух, какому герою, что принадлежит
Такое игровое упражнение развивает не только моторику, но и мышление.
Мы отправляемся дальше. Послушайте следующую загадку
Я красива и мила,
Обаятельна всегда,
В сказке всем я помогаю,
И желанья исполняю!
А вы бы хотели поймать золотую рыбку? Приглашаю обладателей белых карандашей. Ваша задача поймать золотую рыбку, намотать на карандаш ниточку.
В процессе выполнения упражнения «моталочки» (Приложение № 6) развивается мелкая моторика пальцев рук, координация движений, соревновательный характер.
Теперь давайте посмотрим работы, выполненные в технике обрывной аппликации.
Спасибо, присаживайтесь.
Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. На примере данных игровых заданий, я познакомила вас с доступными примерами и методами по развитию мелкой моторики. Спасибо за участие.
Литература
1. Ашикова, С. А. Подружись с карандашом [Текст] / С. А. Ашикова// Дошкольное воспитание. – 2004. - №2. – С. 19-24.
2. Белая, А. Е. Пальчиковые игры [Текст] /А. Е. Белая. – М., 2003.-104 с.
3. Безруких, М. М. Комплект материалов для диагностики детей предшкольного возраста [Текст] / М. М. Безруких. – М. ,2010.- 98 с.
4. Большакова, С. Ю. Формирование мелкой моторки рук [Текст] /С. Ю. Большакова. - М., 2010.- 365 с.
5. Гаврина,С. И. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать [Текст] / С. И. Гаврина – Ярославль, 1997.
6. Рузина, М. С. Страна пальчиковых игр [Текст] /М. С. Рузина. - Санкт-Петербург, 1998.
7. Шанина, С. А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления
Ребенка [Текст] / С. А. Шанина. -М., 2008г. - 28 с.
Интернет ресурсы
Maam.ru
Nsportal.ru