Ольга Губарева
Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Губарева Ольга Евгеньевна,
Музыкальный руководитель,
МБДОУ детский сад №10,
Город Кострома.
Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Овладение чувством ритма способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития.
Публикация «Консультация „К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Ритмическая способность является одной из основных музыкальных способностей, наряду с ладовым чувством и способностями к слуховым представлениям.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы-все это и многое другое подчинено определенному ритму.
Эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильно. Эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Однако современные исследования и практическая деятельность педагогов музыкантов доказали обратное. Раннее начало-залог успеха.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга
-2-
человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме : ритмических упражнениях и играх. В основе работы по развитию чувства ритма лежит восприятие-воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Ритмические структуры надо вводить последовательно: от ритма
повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередований (в самой доступной его форме)
Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритме осуществляется в неразрывном единстве.
Для развития чувства ритма в музыкальное занятия, начиная с самого раннего возраста, включаются пальчиковые игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры с выкладыванием схем, моделей, рисование повторяющихся элементов.
Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Речевой материал должен быть доступен в лексическом отношении. Замечательным средством, в данном случае, являются малые формы русского фольклора, стихи детских поэтов.
Игры на основе стихотворного текста учат малышей координировать движения со словом. Что способствует, первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач:
развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал заранее не выучивается. Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных
-3-
занятиях, но и на физкультурных, на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных игр, игр-драматизаций и т. д.
Примеры игр, способствующих развитию чувства ритма.
1.«Раз цветочек» пальчиковая игра
Раз цветочек, - поочередно показывают
ладони
Два цветочек с растопыренными пальцыми
Ежики, ежики… сжимают и расжимают ладони
Наточили, наточили скользящие движения ладонью
о ладонь
Ножички,ножички, скрещивают перед собой руки
на груди
Побежали, побежали бегают пальцами ладони по
ладони другой руки
Зайчики, зайчики! Показывают заячьи ушки над
головой
Ну-ка вместе, ну-ка дружно… «дирижируют» указательными
пальцами
2. Двигательное упражнение. Дети бегут на носочках друг за другом.
Ножки, ножки бежали
по дорожке.
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам. Ритмично прыгают с ноги на ногу
Прыг-скок. Прыг-скок, с продвижением вперед.
Прибежали на лужок,
Прибежали на лужок.
Сели дружно все в кружок.
Список литературы:
1. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры» программа М. 1999.
2. Макшанцева Е. «Скворушка» (Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. М. 1997.
3. Зимина А. Н. «Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей4-8лет» М. 2001