Людмила Адмиралова
Мастер-класс для педагогов «Как познакомить детей с книжной графикой»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Как познакомить детей с книжной графикой»
Мастер-класс для педагогов на тему :
«Как познакомить детей с книжной графикой».
Цель: формировать у детей умения понимать содержание книги по иллюстрации и узнавать персонажей, выделять особенности книжной графики.
Задачи:
-вызвать интерес к книжной графики у детей дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Как познакомить детей с книжной графикой“» размещена в разделах
- Книги и книжки своими руками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
-развивать умение детей создавать иллюстрации к отдельным отрывкам художественных произведений, проявляя фантазию и творчество;
-знакомить детей с творчеством классических художников-иллюстраторов.
Материал: кисти, краски.
Ход:
«Почти у каждой книги для детей, особенно у книги для маленьких, - два автора. Один из них - писатель, другой - художник.
Когда называют книгу, знакомую нам с детства, мы прежде всего вспоминаем милые, смешные, затейливые рисунки, часто раскрашенные от руки, а потом уже и текст. Такую существенную роль играет в детской книжке рисунок…»
(С. Я. Маршак)
Все знают, что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок лучше представляет себе все происходящее и иллюстрация иногда имеет большее значение, чем текст. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире.
Восприятие книжной иллюстрации в каждом возрастном периоде разное. У детей младшего дошкольного возраста знакомство с книгой можно начать с помощью «книжки с сюрпризом».Эта книга имеет твердую обложку, где при раскрытии ребенка ждет элемент неожиданности: объемные цветы, игрушки и др. При рассматривании книги, важно проговаривать, имитировать звуки животного, изображенного на иллюстрации так у ребенка возникает еще больше интерес к книге. Хорошо также использовать книжки- раскладушки, книжки - ширмы. Их особенность заключается в том, что у них большая иллюстрация и мало текста, таким образом, ребенок младшего дошкольного возраста начинает проявлять заинтерисованность, у него развивается воображение, ребенок использует моторику рук, начинает играть с ней.
В среднем дошкольном возрасте дети, с помощью взрослых, обращают внимание на образы героев, на выразительные средства языка, благодаря которым художник создавал образы героев. Здесь родители и педагог постепенно подводят ребенка к пониманию того, что в книге картинка взаимосвязана с текстом. Ребенок переосмысливает произведение, начинает переживать за главного героя, вникает в суть произведения. Происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что тесно связано с расширение личного опыта ребенка.
В старшем дошкольном возрасте продолжается процесс ознакомления с книжной иллюстрацией и книгой, но уже в более широком понимании. Иллюстрация усложняется вслед за текстом, в иллюстрации включается сложное композиционное решение – необычные ракурсы, более детальное изображение предметов. Детям все более характерно устойчивый интерес к иллюстрации, они сами любят полистать книги и поразмышлять над рисунками. Отечественная школа иллюстрации детской книги имеет богатые традиции. Детей важно знакомить с классическими художниками-иллюстраторами: Е. Рачев, В. Сутеев, В. Васнецов, Е. Чарушин, И. Билибин и др. Следовательно, иллюстрация не просто добавление к тексту, она формирует эстетический вкус ребенка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа цвета, пропорций фактуры.
При ознакомлении с книжной иллюстрацией используют такие методы и приемы:
– узнавание ребенком - дошкольником героев произведения, вещей, различных предметов («Узнай, кто это?»);
– соотнесение отдельных, выбранных воспитателем, фраз текста с картинками («Найди картинку к следующим словам…»);
– сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;
– сравнение картинок: на одной мышка стоит возле «теремка», а на другой поет (покажи на картинке, где мышка поет и др.);
– игра-соревнование - «Кто больше увидит на картинке?»;
–вопросы, которые устанавливают связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом, например при анализе образа героя («Сказка о глупом мышонке», С. Михалкова) воспитатель, показывает иллюстрации и обращает внимание детей на передачу характерной внешности героев;
Существуют также ряд требований к книжной иллюстрации :
– иллюстрация должна быть высокохудожественной;
– содержание иллюстрации должно быть интересным, понятным и содержательным;
– в иллюстрации не должно быть много мелких деталей, что отвлекает детей от главного;
– условное, формалистическое изображение плохо воспринимается детьми;
– в иллюстрации необходимо избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности.
1. Игра «Угадайка».
А теперь, уважаемые педагоги, предлагаю вам поиграть в игру: «Угадайка». Вам нужно угадать сказку по иллюстрациям и назвать авторов этих иллюстраций. (Показывает картины Е. Рачева, В. Сутеева, В. Васнецова и др.)
2. «Художники-иллюстраторы».
А теперь давайте представим, что мы художники-иллюстраторы. Я прочитаю отрывок стихотворения С. Я. Маршака «Тает месяц молодой.», а вы его изобразите.
1. Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет. (А. К. Толстой!
Рос цветок на длинной ножке
– Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!» (М. Познанская)
Итоговая часть:
Уважаемые педагоги, возник ли у вас интерес к использованию на практике полученных знаний, является ли вам интересным и полезным изученный материал? Спасибо за внимание!
.
Список рекомендуемой литературы:
1. Алуева, М. А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте её интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения / М. А. Алуева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010 – № 2 – С. 64-66.
2. Короткова, Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 8.
3. https://nina.nfdou55.edumsko.ru/articles/kak_znakomit__detej_s_illyustraciej
4. https://poisk-ru.ru/s10127t1.html
5. https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/03/01/metodicheskaya-razrabotka-metody-i-priemy-po