Татьяна Идес
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Карты Проппа» в обучении детей творческому рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Улыбка» муниципального образования город Новороссийск
353913 г. Новороссийск, ул. Героев-Десантников. 35 Б тел 72-59-27
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Карты Проппа» в обучении детей творческому рассказыванию».
Подготовила: воспитатель
Идес Татьяна Сергеевна
Новороссийск
2022
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование технологии „Карты Проппа“ в обучении детей творческому рассказыванию“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель: рассмотрение современной методики применения технологии в образовательной деятельности с детьми;
Задачи:
- познакомить педагогов со структурой работы с детьми в рамках данной технологии;
- мотивировать педагогов на применение Карт Проппа;
- закрепить полученные знания на практике.
Актуальность
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раздел «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
Ожидаемый результат для педагогов : применение «Карт Проппа» в своей практике, т. к. обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
Ожидаемый результат для детей : При использовании «Карт Проппа» у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление, и творческое воображение. Данная технология способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на под групповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Ход мероприятия:
Проблема: Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, какими были его сверстники несколько десятилетий назад.
Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим. А чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю необходимо быть искателем, странником, всегда находящимся в пути и открывать для себя и воспитанников – что то НОВОЕ!
Для этого воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Исходя из этого, нами было рассмотрено множество технологий и техник, направленных на речевое развитие дошкольников.
И вот с одной из них мы вас сегодня познакомим : «Использование технологии «Карты Проппа» в обучении детей творческому рассказыванию».
- Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать?
Всем нам известно, что для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.
Известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».
Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28.
Значение карт Проппа
1. Жили – были. Создаем сказочное пространство ( каждая сказка начинается с вводных слов: «давным – давно», «жили – были», «в тридевятом царстве»).
2. Особое обстоятельство ( например: «умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).
3. Запрет ( например: «не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).
4. Нарушение запрета (персонажи сказок выглядывают в оконце, отлучаются со двора и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо-антагонист, вредитель).
5. Герой покидает дом 9при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо герой уходит из дома, превратившись в козлика после того как запрет нарушен).
6. Появление друга-помощника ( например: Серый волк, Кот в сапогах).
7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т. д.)
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко и т. д.)
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста – Змея Горыныча, Кощея Бессмертного; победа в состязании).
10. Преследование (какая сказка обходится без погони – героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба Яга, Лихо Окаянное и т. д.)
11. Герой спасается от преследования (прячется в печку, превращается в кого-то, преодолевает огромные расстояния, применяет волшебные средства и т. д.).
12. Даритель испытывает героя (появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь, или нищей; Баба Яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу; Змей предлагает герою поднять тяжелый камень и т. д.).
13. Герой выдерживает испытание дарителя.
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготавливаться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
15. Отлучка дарителя ( например: Баба Яго отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой – со Змеем Горынычем, состязание или даже игра в карты).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
18. Героя «метят» (метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо, полотенце, образок либо он что-то забирает у поверженного врага).
19. Герою дают сложное задание ( например: достать перстень со дна моря, соткать ковер, построить дворец за одну ночь, принести то, не зная что).
20. Герой выполняет задание.
21. Герою дается новый облик ( например: погружение в кипящую вводу
или молоко, которые делают героя еще краше).
22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но может быть и победный прилет на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья. Взросления).
24. Появляется ложный герой (тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
26. Узнавание героя (тут обнаруживается подмена, ложный герой с позором изгоняется, а персонажа, например, принимает в объятия любящая королевская чета).
27. Счастливый конец ( примеры: при на весь мир, свадьба, полцарства в придачу).
28. Мораль (какой вывод может сделать из случившейся истории).
Одна карта - это определённое событие сказки. Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки.
Я предлагаю нам поделиться на 2 фокус группы, по 4 человека в каждой.
1-я фокус группа: это воспитатели, у которых на стульчиках лежит часть пазлов сказки «Репка». (Педагогам были розданы части пазлов заблаговременно)
2-я фокус группа: это педагоги, у которых часть пазлов из сказки «Колобок».
Задания для групп:
1-я группа: Вам дана готовая сказка, к которой вам нужно выложить карты по сюжету. У вас 3 мин.
2 группа: вам нужно составить свою сказку используя Карты Проппа. У вас так же 3 мин.
Работа с залом.
Из какой знакомой сказки короткая фраза:
• «Я от бабушки ушел. Я от дедушки ушел.» (Колобок.)
• «Свет мой, зеркальце, скажи. Да всю правду расскажи.» (Сказка о мертвой Царевне.)
• «Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули стрелы и выстрелили.» (Царевна-лягушка.)
• «Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребенка да где же его взять». (Дюймовочка.)
• «Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку.» (Огниво.)
• «Тянут потянут, вытянуть не могут.» (Репка.)
• «По щучьему велению, по-моему хотению, ступайте сани домой сами.» (По щучьему велению.)
• «Кто сидел на моем стуле?» (Три медведя.)
• «Дурачина ты, простофиля.» (Сказка о рыбаке и рыбке.)
• «Спи, глазок, спи другой.» (Хаврошечка.)
• «Пошла лиса домой несолоно хлебавши. На этом у них и дружба кончилась.» (Лиса и журавль.)
• «Меня уверяли, что вы умеете превращаться в разных зверей.» (Кот в сапогах.)
Пришло время узнать, что же придумали наши фокус-группы.
Рефлексия
Спасибо Вам, уважаемые коллеги, но мне бы хотелось услышать ваше мнение. В руках у меня мешочек, но он пустой. Помогите мне его заполнить своими мыслями, может быть идеями, эмоциями о моём мастер-классе.
Педагоги берут любую понравившуюся карту и кладут ее в мешочек и выражают свои идеи и мысли.