оксана аулова
Мастер-класс для педагогов «Использование приёмов кляксографии как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для педагогов
Тема: «Использование приёмов кляксографии как средство развития речи дошкольников»
Цель: представить возможности кляксографии как средство развития связной речи дошкольников.
Задачи:
познакомить участников мастер-класса с приемами кляксографии;
способствовать практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа;
развивать творческие способности;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование приёмов кляксографии как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Кляксография. Рисуем кляксы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
воспитывать чувство прекрасного;
повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приёмы : словесный, наглядный, практический
Материалы и оборудование: альбомные листы, акварельные краски, баночки с водой, трубочки для коктейля, ватные палочки, кисти для рисования, пластилин, картон, нитки шерстяные, салфетки.
Ход мастер - класса
I.Теоретическая часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Капля с кисточки упала,
Это клякса прибежала,
Всё вокруг заколдовала
И деревья и кусты,
А расколдовывать будем мы!
Хочу поделиться с вами опытом работы по использованию техники «кляксография».
Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеально подходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков и талантов. Рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, рисование раскрывает его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка.
Кляксография возникла и распространилась в конце XIX века, когда к ее использованию начали прибегать известные художники. Они ставили пятна красок, затем дополняли их, создавая причудливые образы благодаря слиянию цветов и плавным линиям. Картины в такой технике выглядели необычно, сохраняя при этом композицию, перспективу и пропорции. Позднее кляксография стала основой иллюстраций детских книжек. На основе пятна создавались персонажи, а кляксе посвящались детские стихи и рассказы.
Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
развивает связную речь;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
ПРИЕМЫ КЛЯКСОГРАФИИ : с трубочкой, с растеканием, с пластилином, с ниткой, с монотопией.
II. Практическая часть.
Основной метод этой техники – создание абстрактных пятен, которые дополняются деталями согласно придуманному образу. Делать это можно любым удобным способом.
С ТРУБОЧКОЙ На бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном. С помощью такого приема можно создать ветки дерева, волосы на портрете, лучи солнца, щупальца осьминога.
Можно поставить задачу заранее: спросить ребенка, какого результата он хочет добиться, или предложить ему создать что-нибудь нетрудное и знакомое. Но лучше не загадывать и придумывать образы в процессе работы. Когда кляксы и линии начнут напоминать что-то знакомое, можно дополнить картину с помощью ватных палочек. Для этого их обмакивают в краску и дорисовывают необходимые элементы. Например, дереву можно добавить листья, цветы, ягоды, солнышку – облака. Можно оживить кляксы глазами и задорной улыбкой.
С РАСТЕКАНИЕМ. Для этого метода лучше использовать плотную бумагу или картон. На рабочую поверхность капают кляксы, затем наклоняют ее, позволяя пятнам приобретать разнообразные формы. Процедуру можно повторять до тех пор, пока результат не начнет устраивать маленького художника.
С ПЛАСТИЛИНОМ. Использование этого материала позволяет сделать картину объемной и при этом развивает мелкую моторику у ребенка. Для начала нужно придумать сюжет и слепить из пластилина главных героев истории. К примеру, это может быть бабочка, порхающая по цветочному лугу, или рыбки, ищущие дом. После этого при помощи пятен и вспомогательных материалов создается среда обитания персонажей. Таким образом можно создать цветы, деревья, водоросли, капли воды в водоеме, жучков, птиц, животных.
С НИТКОЙ. Краску необходимо развести с водой в небольших тарелочках, затем смочить в ней нитки. Их нужно выложить на бумагу в произвольной форме или в виде геометрических фигур, оставив свободные части. Затем нитки нужно прикрыть ладонью или другим листом и потянуть за хвостики. Добавив стебли и листья, можно нарисовать букет цветов.
С МОНОТИПИЕЙ. Монотипия – прием, основанный на отпечатывании пятен на бумаге. Это позволяет добиться симметрии, смешать цвета и получить совершенно новые образы. Сначала нужно поставить небольшие кляксы на одной половинке листа. Затем сложить его пополам таким образом, чтобы они отпечатались. После этого нужно дать картине немного подсохнуть и вновь поэтапно повторить процедуру. Вскоре на листе начнут появляться образы, которые можно дополнить. Таким образом легко изобразить природу – зимний пейзаж или отражение деревьев в речке.
По ходу рассказа мастер - педагог показывает выполнение приёмов кляксографии.
Самостоятельная деятельность педагогов.
Педагогам на выбор предлагается выполнить один из понравившихся им приёмов.
III. Рефлексия.
Обсуждение педагогами мастер – класса. Что нового узнали? Что понравилось, а что вызвало затруднение? На сколько актуален данный вид деятельности в детском саду?
Кляксография - такой вид рисования, который относится к нетрадиционным техникам. Кляксография - отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное отражение, отрабатывать навыки работы красками и кистью. При проведении опытов и экспериментов я использовала приёмы кляксографии : выдувание трубочкой, с ниткой, с растеканием, с монотопией. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребёнка положительный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Также приёмы кляксографии способствуют развитию мелкой моторики и являются средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас, развивается связная речь. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!