Ольга Валерьевна Шабашная
Мастер-класс для педагогов «Использование песка в развивающей работе с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
Глухие дети
Слабослышащие дети
Слепые дети
Слабовидящие дети
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Дети с нарушениями ОДА
Дети с задержкой психического развития
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Дети с расстройствами аутистического спектра
Дети с интеллектуальными нарушениями
Как правило у детей с ОВЗ снижен познавательный интерес, имеются нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных компетенций. Развивающие занятия с такими детьми можно организовать на пространстве песка, используя сухой или кинетический песок.
Упражнения с песком и на песке имеют колоссальное значение для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, способствуют развитию речи, произвольности внимания, а познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, развивают творчество и фантазию, что очень важно для детей с ОВЗ, кроме этого, ребенок получает первый опыт самоанализа и учится понимать себя и других.
1. Развитие познавательно-речевой активности.
«Подбери слово» Ребенок раскапывает спрятанные в песке игрушки (4 игрушки, одна из которых лишняя) и подбирает слова для характеристики предметов. (Какой? Что лишнее? Обобщающее слово? И т. д.)
«Рассели в домики» Ребенок вылепливает из песка три домика (звук в начале, в середине и в конце слова) и расселяет подобранные педагогом игрушки или картинки с изображением предметов, в названии которых есть заданный звук в нужные домики.
2. Расширение знаний и представлений об окружающем мире.
«Картина из загадок» Ребенку предлагается разгадать подобранные педагогом загадки и нарисовать отгадки на песке так, чтобы получилась картина.
Например:
Желтая тарелка на небе висит (Солнце)
Собрались овечки у небесной речки (Облака)
Течет-течет, не вытечет,
Бежит-бежит, не выбежит (Река)
Как над речкой над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо-мостик расписной (Радуга)
Можно предложить составить рассказ по получившейся картине, сказку, или дополнить изображение по желанию.
3. Развитие всех форм мышления.
«Пространственное мышление» Ребенку предлагается вылепить из песка плоскостное изображение дома, который заселяется игрушками киндер по схеме 3-3, или 4-4 и т. д. (например, первый ряд, первая квартира – белка. Второй ряд, третья квартира – заяц, и т. д.)
«Зеркало» знакомство с понятием симметрия. Пространство песка делится пополам горизонтальной или вертикальной чертой. Взрослый рисует на одной половине песка, ребенок рисует на второй половине, следуя инструкции «делай как я»
4. Развитие внимания и памяти.
«Что изменилось» Ребенок рисует композицию на песке, затем отворачивается. Педагог дополняет изображение. Что изменилось? После взрослый и ребенок меняются местами.
5. Развитие произвольности, усидчивости.
«Сухая рыбалка» С помощью магнитных удочек ребенку предлагается «выловить» картинки на канцелярских скрепках. Изображения на картинках соответствуют цели занятия (цифры, буквы, домашние животные и т. д.) Картинки на скрепках присыпаны тонким слоем песка, т. е. ребенок их не видит.
6. Развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки.
«Секретик» Детям предлагается вылепить в кинетическом или сухом песке углубление и положить туда «секретик-подарок» для друга. Постройка прикрывается прозрачным пластиком. Дети говорят комплимент друг другу и обмениваются «секретиками».