ОКСАНА ЯГОВИТИНА
Мастер-класс для педагогов «Использование камешков Марблс в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для педагогов
«Использование камешков Марблс в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Яговитина Оксана Владиславовна
учитель – логопед
МБДОУ детский сад «Академия детства» СП №15
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
1. Теоретическая часть.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование камешков Марблс в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Цель: Познакомить педагогов с одной из современных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить педагогов с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в речевом развитии детей.
Мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности в процессе обучения детей по речевому развитию.
Актуальность подхода:
Вся жизнь ребенка - игра. И поэтому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Применение камушков «Марблс»-это один из нетрадиционных приемов обучения, который повышает эффективность речевого и сенсомоторного развития детей. Игры с камешками Марблс воздействуют на рецепторы пальцев. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушек разного цвета и различные задания с ними. Работа с нетрадиционными материалами, заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благоприятно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность. К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда, а ведь, как известно, познание окружающего мира, начинаются с удивления. Я подобрала перечень игр, которые направлены на решение следующих задач.
Цель: развитие общей и мелкой моторики рук.
Задачи:
Формировать правильный захват камешка кистью руки.
Развивать сложные координированные движения рук.
Развивать тактильные ощущения.
Развивать ориентировку на плоскости листа.
Развивать фантазию и творческое мышление
Обогащать словарный состав.
Развивать память, внимание и логическое мышление
Формировать звуко - слоговой анализ и синтез. Закреплять правильный образ буквы.
Автоматизировать звуки у детей.
2. История Марблс :
Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки Марблс. Камешки Марблс - это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс в переводе с английского означает «мраморный». Камешки Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. В середине прошлого века из Японии пришла еще одна технология изготовления Марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
3. Практическая часть. Мне нужно 4 человека, мы будем выполнять задание, играть с камушками Марблс.
Обследование камешков.
Опустите руки в контейнер с камешками и перебирайте их, обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они. Опишите свои ощущения (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые, ребристые, а еще какие? Положите на ладошку кристалл и помассируйте ладошки, кристаллы - какие? (колкие- потому что у них есть грани)
Посмотрите на цвет камешек и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
2. Тактильные ощущения:
Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, в каком кулачке больше.
Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
Пинцетные (взять камешек большим и указательным пальцем обеих рук. Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо.
3. «Чудесный мешочек» Ассоциации: развивать ассоциативное мышление, память, внимание. Достаньте из мешочка камешек любого цвета и соотнесите цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак. У меня желты камушек- желтый лимон. Зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша, лимон и т. д, Красный камушек- красное яблоко, красная ягода, синий камушек- синее море, синее небо)
4. Работа над антонимами : прямая-кривая, узкая - широкая, длинная –короткая дорожки. Выложите прямую и кривую дорожку. Выложите узкую и широкую дорожку, выложите короткую и длинную дорожку.
5. «Весёлый счёт» Выложить столько камешков на столе, сколько: У человека носов? Сколько пальцев на одной руке? Сколько ушей у собаки? Сколько глаз у кошки? Сколько голов у дракона? Сколько ножек у стола? и т. д.
6. Игры с рисунками. Выложи по образцу. Лексические темы. Обобщающие понятия. На картинках соответствующим цветом нужно заполнить кружочки морковь, баклажан, вертолет, машина, слива, ананас, пирамидка, мяч. Каким обобщающим словом мы назовем эти предметы?-(овощи,транспорт,фрукты,игрушки).
7. Помоги мышке и зайцу добраться до дома. Выложи дорожки соответствующим цветом по образцу, можно идти со слоговой песенкой: ши-ша-шо-шу- с мышкой, с зайцем- зи-за-зо-зу.
8. «Звуковые гусеницы»- посмотри на картинки и выложи 1-ый и последний звук соответствующим цветом ( например: картинка лошадь: 1звук «Л»-согласный, синий, последний звук ДЬ- он мягкий, зеленый, и т. д). Для характеристики звуков используются камушки трех цветов : красный - для гласных, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных.
9. «Выложи буквы по образцу» Знакомство с буквой. Оборудование: камушки «марблс», камушки – кабошоны, карточки с образцами букв для наложения камушков. Перед вами лежат буквы-выложите их, из камней соответствующего цвета. А– ананас- гласная, красные камушки, С- снежинка синие, согласная, Л- лимон зеленые, мягкая, З- земля зеленые, мягкая.
10. «Четвертый лишний»- назови, что нарисовано на карточке. Какие картинки подходят друг к другу, их можно назвать одним словом, на лишнюю картинку положи камушек, объясни свой выбор (корова, медведь, лиса, волк- корова)лишняя- это домашнее животное, ее закрываю камушком, т. к остальные животные дикие.
11.«Составь схему слова»- перед тобой картинки, выложи схему слова: сыр- 1ый звук «С»- синий камушек, 2 звук- «Ы» - красный камушек, 3 звук – «Р»-синий, посчитай сколько в слове звуков- 3, сколько гласных, согласных, какой звук 1, 2, 3. Для характеристики звуков используются камушки трех цветов : красный - для гласных, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных.
12. «Лабиринты»- идем по лабиринту, называем картинки и двигаем камешек, четко проговариваем слова со звуком «Р». Какой звук часто встречается в словах «Р»- выложи его из камней. Каким цветом обозначим букву «Р»- синим, она согласная. Точно также с буквой «Ш», «Л», «С»
Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.
При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы как в подгрупповых и индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности.
Рефлексия. Беседа с аудиторией:
С какими трудностями Вы можете столкнуться при использовании камушек Марблс на занятиях по развитию речи? В завершение своего мастер-класса хочу поблагодарить вас за активное участие. И хотелось бы, узнать вашу оценку.
Если вам понравилось, и вы будете использовать эту технологию игры с камешками марблс, то выложите из камешек улыбку, если вы считаете, что это не интересно – печальную улыбку.
Литература:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. – изд. 2-е – Ростов на Дону: Феникс, 2009.
2. Гордеева Т. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. — М. : Национальный книжный центр, 2015. 48 с.
3. Драганчук В. А., Марухно Е. Н. Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи //Педагогика : традиции и инновации: материалы 9 Международжной научной конференции
4. Ильина М. В. Чувствуем-познаем-размышляем. Москва, Аркти, 2004.
5. Каталог образцов игровых и оформительских Марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию) 2005. – 23с.
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Методическое пособие - Н. Новгород, 1995.