Галина Смирных
Мастер-класс для педагогов «Использование игр-ТРИЗ для развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Галина Александровна Смирных.
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей педагогической деятельности по развитию познавательной активности дошкольников с использованием одной их замечательных технологий, которая представлена на экране.
Слайд 2. Свое выступление начну со слов Генриха Сауловича Альтшуллера «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта».
Слайд 3. Актуальность
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Семинары, мастер-классы для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Как нам всем известно – одним из основных целевых ориентиров ФГОС ДО является развитие познавательной активности ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов развить интеллектуальную личность!
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС ДО - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом, развитым нестандартным видением мира, раскрепощенным мышлением.
Слайд 4. Что же такое ТРИЗ-технология? Это – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер - бакинский ученый, писатель-фантаст.
Слайд 5.
Цель и задачи ТРИЗ-технологии представлены на слайде.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Чтобы стимулировать творческую и познавательную активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приемы изобретательских задач (ТРИЗ).
Слайд 6. В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько методов и приемов. Расскажу более подробнее о них.
Слайд 7. Метод Да-нет-ка. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Первые вопросы должны быть наиболее общие:- Это живое? - Это человек? Затем задаются более конкретные вопросы. К этому методу разработаны следующие игры.
Слайд 8. Для младшего дошкольного возраста игры : «Пять волшебников», «Цветовой спектр», «Движение объекта».
Цель игр: Формировать представление у детей о том, что различные предметы и объекты могут быть одинаковые по цвету, или же разные объекты имеют одинаковые признаки.
Для старшего дошкольного возраста такие игры, как: «Сенсорный сундучок», «Что умеет делать», «Где живет», «Кто я» и пр.
Слайд 9. Метод Синектика.
Он построен на поисках аналогий, похожестей. Используя приёмы этого метода, учим детей сравнивать, находить в предметах и явлениях общие и отличительные признаки.
1. Личностная аналогия
- изобрази будильник, который забыли выключить;
- покажи походку человека, которому жмут ботинки;
- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного
кролика;
- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а
хочет спеть песню. Прохрюкай знакомую песенку или промяукай.
2. Прямая аналогия (поиск сходных процессов в других областях знаний);
3. Фантастическая аналогия – решение проблемы или задачи ( нарисуй свою радость - возможные варианты: в виде солнца, цветка).
Слайд 10. Игра «Четвертый лишний»
Слайд 11. Игра «Повторяка».
Выберите себе образы. Показываю образец. Подберите свойственную функцию выбранному образу. Я кузнечик прыгаю с цветка на травку.
Слайд 12. Метод противоречия – ситуация при которой любое изменение системы и ее частей и хорошо, и плохо одновременно. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”.
Педагог должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.
В пространстве одна часть объекта обладает одним признаком, другая - противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);
в системах один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать); в отношениях объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший, а кому-то нет (плохой).
Слайд 13. Игра «Хорошо-плохо». Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Слайд 14. Моделирование маленьких человечков. Методика ММЧ (моделирование маленьких человечков) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное).
ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.
Слайд 15-16. Метод «Системный оператор». Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему, можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени.
Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, овощь, фрукт, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем.
Слайд 17. Практическая часть
Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.
1. Игра «Теремок» (Метод «Синектика» - построен на поисках аналогий, похожестей. Используя приёмы этого метода, учим детей сравнивать, находить в предметах и явлениях общие и отличительные признаки).
Правила игры: раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.
Ход игры: Похожести у объектов живого и неживого мира.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, Ель. А ты кто?
Дети: А я Крыжовник, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты крыжовник, похож на меня, Ель.
Дети: И ты, и я – зеленого цвета.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, Ель. А ты кто? А я Еж, пусти меня к себе! Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты Еж, похож на меня, Ель. И у тебя и у меня есть иголки.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, Ель. А ты кто?
Дети: А я, Гриб, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты Гриб (зонт, пирамидка, лошадка-качалка, похож на меня, Ель.
Дети: И ты, и я – растем в лесу (у Ели ствол деревянный, у зонта ручка деревянная, у ели и пирамидки форма треугольная, Ель и лошадка – качалка могут стоять в комнате) и т. д.
2. Игра «Сенсорный сундучок» (Метод Да –нет- ка).
В сундучке спрятан предмет.
Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика.
Зрение: Это живое, неживое, сказочное существо? Это животное, насекомое, …
Какой он формы? (круглой, имеет лапки? голову, туловище…
Какого он цвета? (он зеленого)
Какого он размера? (по сравнению со слоном – он маленький, по сравнению с комаром – большой)
Осязание: Какой он на ощупь? (скользкий на ощупь)
Слух: Он издает звук? (да) он мычит? Нет….квакает? да…
Обоняние: Какой запах у этого предмета? (у него нет запаха)
Вкус: Это съедобный предмет? (нет)
На вопросы детей отвечает воспитатель. Отвечать можно только «Да» и «Нет».
Моделирование. Педагоги должны придумать игру с применением ТРИЗ-технологии (демонстрация с пояснениями).
Рефлексия.
- А теперь, выскажите свое отношение к мастер-классу в форме Синквейна :
Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
• 1 строчка - одно существительное (Триз);
• 2 строчка - два прилагательных (интересный, познавательный, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, (развивает, заинтересовывает, увлекает);
• 4 строчка – предложение из четырех слов (Я люблю решать задачи).
• 5 строчка - нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы - одно существительное (поиск, изобретение, фантазия).
Спасибо за внимание!