Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование приёмов мнемотехники при развитии речи у детей дошкольного возраста»

Галаова Залина Юрьевна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование приёмов мнемотехники при развитии речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Использование приёмов мнемотехники при развитии речи у дошкольников старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела воспитатель старшей «Б» группы

СПМБДОУ д/с №7 (д/с №12) г. Алагир

Галаова З. Ю.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование приёмов мнемотехники при развитии речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, линейки, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для составления описательного рассказа, задания для пяти команд, проектор, презентация, готовый сборник мнемотаблиц, используемых в работе,для каждого участника мастер-класса памятки «Мнемотехника»

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: Получение педагогами представления о мнемотехнике;

Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Ход мастер-класса

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс

запоминания информации.

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы!

Что такое мнемотехника

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

Развивать связную речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

Обучать детей правильному звукопроизношению.

Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ из 2 - 4 предложений.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются :

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :

• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д

• Заучивания стихов, потешек;

• При отгадывании и загадывании загадок;

• При пересказе текстов;

• При составлении описательных рассказов

• Проговаривание чистоговорок

• Проговаривание скороговорок.

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Этапы работы над стихотворением:

- Сначала я выразительно читаю стихотворение.

-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.

-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.

-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

На начальном этапе я предлагала готовые план – схемы.

Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица)

Мнемотаблицы рисовали : сам педагог (готовая форма); дети совместно со мной; самостоятельно дети.

Практическая часть мастер-класса

Заучивание стихотворения: В руки фрукты мы берем

И в корзинку их кладем:

Слива, персик, апельсин,

Груша, киви, мандарин

А сейчас уважаемые воспитатели я предлагаю вам составить мнемотаблицу. Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно.

Педагоги делятся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием.

1. Зашифровать пословицы в мнемодорожку

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит

Яблоко от яблони не далеко падает

2. Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

Вниз на Землю он глядит.

3. Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Курочка Ряба»

4. Зашифровать в мнемотаблицу загадки :

- Красный глаз,

Богатырь Тарас,

Под землю ушел,

Десять братьев нашел.

Посмотри-ка посмотри,

Каковы богатыри!

(Картофель)

В десять одежек плотно он одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовёшь,

Сам не заметишь, как слёзы прольёшь.

(Лук)

В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена.

(Тыква)

Были белыми цветами,

Стали спелыми плодами,

Стали словно шарики,

Шарики-фонарики.

Как возьмешь их на зубок,

Сразу брызнет сладкий сок.

(Яблоко)

Что за фрукт лежит на блюде?

Мы его все очень любим,

Очень важный господин,

Золотистый …

(Мандарин)

5. Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Осень»

Заключительная часть

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы: память, внимание, образное мышление;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал;

- помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Автор: Кобыжакова Людмила Геннадьевна и Катустина Элина Захаровна. Гости заходят в кабинет, с подноса выбирают по одному листочку и присаживайтесь.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста В дошкольном детстве ребнку приходится разрешать вс более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста (из опыта работы) Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но.

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста» Васюченко Ирина Викторовна «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста». Консультация для педагогов СЛАЙД.

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Мастер-класс для педагогов «Использование адаптированных приёмов кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов на тему «Использование адаптированных приёмов –кейс технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Принцип.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование приёмов мнемотехники при развитии речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 17:59
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование приёмов мнемотехники при развитии речи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Галаова Залина Юрьевна (УИ 1462882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД