Галаова Залина Юрьевна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование приёмов мнемотехники при развитии речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Использование приёмов мнемотехники при развитии речи у дошкольников старшего дошкольного возраста»
Подготовила и провела воспитатель старшей «Б» группы
СПМБДОУ д/с №7 (д/с №12) г. Алагир
Галаова З. Ю.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование приёмов мнемотехники при развитии речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, линейки, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для составления описательного рассказа, задания для пяти команд, проектор, презентация, готовый сборник мнемотаблиц, используемых в работе,для каждого участника мастер-класса памятки «Мнемотехника»
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты: Получение педагогами представления о мнемотехнике;
Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Ход мастер-класса
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс
запоминания информации.
Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы!
Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:
Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ из 2 - 4 предложений.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются :
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :
• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
• Заучивания стихов, потешек;
• При отгадывании и загадывании загадок;
• При пересказе текстов;
• При составлении описательных рассказов
• Проговаривание чистоговорок
• Проговаривание скороговорок.
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
Этапы работы над стихотворением:
- Сначала я выразительно читаю стихотворение.
-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.
-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
-Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
На начальном этапе я предлагала готовые план – схемы.
Мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей на одном листе, поделив его на несколько частей (как таблица)
Мнемотаблицы рисовали : сам педагог (готовая форма); дети совместно со мной; самостоятельно дети.
Практическая часть мастер-класса
Заучивание стихотворения: В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин
А сейчас уважаемые воспитатели я предлагаю вам составить мнемотаблицу. Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно.
Педагоги делятся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием.
1. Зашифровать пословицы в мнемодорожку
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Яблоко от яблони не далеко падает
2. Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит.
Вниз на Землю он глядит.
3. Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Курочка Ряба»
4. Зашифровать в мнемотаблицу загадки :
- Красный глаз,
Богатырь Тарас,
Под землю ушел,
Десять братьев нашел.
Посмотри-ка посмотри,
Каковы богатыри!
(Картофель)
В десять одежек плотно он одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь.
(Лук)
В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
(Тыква)
Были белыми цветами,
Стали спелыми плодами,
Стали словно шарики,
Шарики-фонарики.
Как возьмешь их на зубок,
Сразу брызнет сладкий сок.
(Яблоко)
Что за фрукт лежит на блюде?
Мы его все очень любим,
Очень важный господин,
Золотистый …
(Мандарин)
5. Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Осень»
Заключительная часть
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы: память, внимание, образное мышление;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал;
- помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!