ИРИНА ВАСЮЧЕНКО
Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Васюченко Ирина Викторовна
«Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста».
СЛАЙД №1.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ НА ТЕМУ : «….» клик
***
О мнемотехнике можно говорить очень много и долго т. к. её можно применять во многих видах деятельности…
Слайд №2
Задачи: (ДАННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ) -вы видите на данном слайде.
1. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.
2. Дать рекомендации педагогам по использованию карточек – схем на занятиях, образцы некоторых опорных схем, познакомить с литературой по данной теме.
***
Слайд №3
Именно проблемы речи детей дошкольного возраста нас побудили использовать в своей работе приёмы мнемотехники.
***
Вопрос педагогам : слайд №4
Что необходимо ребёнку, чтобы он связно,
последовательно, грамматически правильно излагал свои мысли
при рассказывании? Ответы коллег.
Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. А наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
С помощью мнемотаблиц ребёнку легче научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. клик
***
К. Д. Ушинский писал: СЛАЙД №5
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
***
СЛАЙД № 6
Что такое мнемотехника? Мнемоника?
МНЕМОНИКА-искусство запоминания.
МНЕМОТЕХНИКА-набор приёмов, способов, методов более эффективного запоминания.
Часто эти слова-мнемоника и мнемотехника- заменяют друг друга и используют в одном и том же контексте.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию
***
СЛАЙД№ 7:
Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон, мы настолько к ним привыкли, что не замечаем их.
Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (акростих) Дорожные знаки - это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. Обычный алфавит – это, то же мнемонический прием и ноты – это также мнемонический метод.
Другой приём-мнемофраза : «Уж замуж не в терпёж»-помогает запомнить написание наречия без «ь» знака.
Или: «Надеваю одежду, одеваю надежду»-употребление «надевать», «одевать».
***
Слайд №8- цели обучения мнемотехнике–по слайду
***
Слайд №9
Вопрос педагогам :
Где можно использовать карточки- схемы?- ответы коллег.
Проверяем по схеме.
*для обогащения словарного запаса,
* при обучении составлению рассказов,
* при пересказах художественной литературы,
* при отгадывании и загадывании загадок,
* при заучивании стихов.
А ещё :
.Мнемотаблицы в детском саду бывают: ( показать наглядно: алгоритмы, таблицы, КОЛЛАЖИ –о них расскажем ниже)
Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
Таблицы, которые рассказывают истории.
Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.
***
Слайд №10.-перед вами структура мнемотехники.
Как любое обучение, мнемотехника строится от простого к сложному. (принцип дидактики). Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам
Слайд№11-примеры работы с мнемоквадратом :
***
Слайды №№12,13,14-Примеры работы с мнемодорожками :
***
Слайды№№ 15- ,16- -таблицы,
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
***
Слайд №17,18- загадки
***
Слайд №19- чистоговорки
***
Коллаж СЛАЙД № 20
Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
***
СДАЙД №21
Вопрос педагогам
Как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц?
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).
***
Слайд № 22- виды мнемотаблиц : развивающие и обучающие- дать справку-кратко
***
Слайды:№ 23-: по этой таб. Ребёнок выучит рассказ о птицах.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Вся работа строится, как мы уже говорили, от простого к сложному. (Алгоритм обучения детей).
***
РезультатыСЛАЙД №24
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
***
ВЫВОД СЛАЙД №25
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
***
Слайд №26-успехов в работе.
ПРЕДЛОЖИТЬ ПЕДАГОГАМ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И СРАВНИТЬ СВОИ ОТВЕТЫ С ПРАВИЛЬНЫМИ.
ПЕДАГОГАМ ПОДАРИТЬ БУКЛЕТЫ НА ТЕМУ «Использование мнемотаблиц и мнемодорожек при обучении детей рассказыванию». Васюченко Ирина Викторовна
«Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста».
Консультация для педагогов
СЛАЙД №1.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ НА ТЕМУ : «….» клик
***
О мнемотехнике можно говорить очень много и долго т. к. её можно применять во многих видах деятельности…
Слайд №2
Задачи: (ДАННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ) -вы видите на данном слайде.
1. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.
2. Дать рекомендации педагогам по использованию карточек – схем на занятиях, образцы некоторых опорных схем, познакомить с литературой по данной теме.
***
Слайд №3
Именно проблемы речи детей дошкольного возраста нас побудили использовать в своей работе приёмы мнемотехники.
***
Вопрос педагогам : слайд №4
Что необходимо ребёнку, чтобы он связно,
последовательно, грамматически правильно излагал свои мысли
при рассказывании? Ответы коллег.
Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. А наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
С помощью мнемотаблиц ребёнку легче научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. клик
***
К. Д. Ушинский писал: СЛАЙД №5
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
***
СЛАЙД № 6
Что такое мнемотехника? Мнемоника?
МНЕМОНИКА-искусство запоминания.
МНЕМОТЕХНИКА-набор приёмов, способов, методов более эффективного запоминания.
Часто эти слова-мнемоника и мнемотехника- заменяют друг друга и используют в одном и том же контексте.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию
***
СЛАЙД№ 7:
Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон, мы настолько к ним привыкли, что не замечаем их.
Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». (акростих) Дорожные знаки - это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. Обычный алфавит – это, то же мнемонический прием и ноты – это также мнемонический метод.
Другой приём-мнемофраза : «Уж замуж не в терпёж»-помогает запомнить написание наречия без «ь» знака.
Или: «Надеваю одежду, одеваю надежду»-употребление «надевать», «одевать».
***
Слайд №8- цели обучения мнемотехнике–по слайду
***
Слайд №9
Вопрос педагогам :
Где можно использовать карточки- схемы?- ответы коллег.
Проверяем по схеме.
*для обогащения словарного запаса,
* при обучении составлению рассказов,
* при пересказах художественной литературы,
* при отгадывании и загадывании загадок,
* при заучивании стихов.
А ещё :
.Мнемотаблицы в детском саду бывают: ( показать наглядно: алгоритмы, таблицы, КОЛЛАЖИ –о них расскажем ниже)
Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
Таблицы, которые рассказывают истории.
Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.
***
Слайд №10.-перед вами структура мнемотехники.
Как любое обучение, мнемотехника строится от простого к сложному. (принцип дидактики). Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам
Слайд№11-примеры работы с мнемоквадратом :
***
Слайды №№12,13,14-Примеры работы с мнемодорожками :
***
Слайды№№ 15- ,16- -таблицы,
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
***
Слайд №17,18- загадки
***
Слайд №19- чистоговорки
***
Коллаж СЛАЙД № 20
Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
***
СДАЙД №21
Вопрос педагогам
Как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц?
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).
***
Слайд № 22- виды мнемотаблиц : развивающие и обучающие- дать справку-кратко
***
Слайды:№ 23-: по этой таб. Ребёнок выучит рассказ о птицах.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Вся работа строится, как мы уже говорили, от простого к сложному. (Алгоритм обучения детей).
***
РезультатыСЛАЙД №24
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
***
ВЫВОД СЛАЙД №25
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
***
Слайд №26-успехов в работе.
ПРЕДЛОЖИТЬ ПЕДАГОГАМ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И СРАВНИТЬ СВОИ ОТВЕТЫ С ПРАВИЛЬНЫМИ.
ПЕДАГОГАМ ПОДАРИТЬ БУКЛЕТЫ НА ТЕМУ «Использование мнемотаблиц и мнемодорожек при обучении детей рассказыванию».