Залина Дзгоева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема: Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики детей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
Задачи:
1. Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;
2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием Су-джок терапии.
Оборудование: шарики Су-джок, массажные колечки, небольшие стихотворные тексты.
Добрый день, уважаемые коллеги!
С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики детей».
СЛАЙД 2. Мне хотелось бы начать с констатации того факта, что, по ряду объективных причин медицинского и социального характера, с каждым годом возрастает число детей, имеющих недостатки развития мелкой моторики и речи.
Весь практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка, можно условно разделить на две группы. Во-первых, помогающий непосредственно развивать и корректировать речь ребенка (в основном область работы логопеда) и, во-вторых, опосредованный материал, к которому и относится развитие мелкой моторики.
СЛАЙДЫ 3,4. Почему же эти два понятия – речь и мелкая моторика так тесно связаны? Ответ на этот вопрос нам дают ученые-нейрофизиологи, которые занимались проблемами нарушения речи. Мы на наших встречах тоже много раз на него отвечали, тем не менее, позвольте вам напомнить еще раз. Так вот, ученые установили, что на карте головного мозга очень близко от речевой моторной зоны расположена проекция кисти руки, которая занимает около трети всей площади двигательной проекции. Здесь не хотелось бы немного подробнее рассказать вам о человечках Пенфилда. Что же то за человечки?
СЛАЙД 5. Если сказать упрощено, то у нас в голове находятся 2 человечка, 2 проекции наших частей тела на зоны головного мозга. Один человечек - сенсорный, это проекция наших чувств. Другой человечек - моторный, проекция наших движений. Каждый живет в своих извилинах головного мозга. Схематично этих человечков изображают в виде "гомункулусов", как на фото.
Кто же создал эти схемы? В честь этого человека названа улица в Канаде, выпущены почтовые марки с его фотографией, его несколько раз номинировали на Нобелевскую премию по медицине и физиологии.
СЛАЙД 6. Это Уайлдер Грейвс Пенфилд - известный американо-канадский нейрохирург.
Как же Пенфилд пришел к схеме "гомункулуса"?
Наибольшее внимание в своей деятельности ученый уделял хирургии эпилепсии. Первые операции на мозге по поводу эпилепсии он проводил в Нью-йорском неврологическом институте.
Но из-за разногласий и различных препятствий со стороны коллег Уайлдеру Пенфилду пришлось перебраться в Канаду, чтобы иметь возможность заниматься своими исследованиями. В Канаде с финансовой помощью своего знакомого, Дэвида Рокфеллера, он основал институт для исследований в области хирургического лечение эпилепсии.
Пенфилд проводил пациентам операции на открытом мозге и во время этих операций электрически стимулировал различные отделы мозга для выявления эпилептических очагов.
Так как сами мозговые клетки не чувствуют боли, то во время операций пациенты находились в сознании и описывали свои ощущения от стимуляции разных частей мозга.
Затем Пенфилд с коллегами тщательно анализировал полученные знания и использовал эту информацию для создания функциональных карт коры головного мозга.
СЛАЙД 7. Было установлено точное представительство мышц и органов человека в коре головного мозга, обнаружены корковые области, отвечающие за речь, отмечены отдельно моторные (двигательные) и сенсорные (чувствительные) области коры мозга.
Эти карты и стали прообразом "гомункулуса" (человечка, части тела которого изображаются пропорционально зонам мозга, в которых они представлены. Наши пальцы рук, губы, язык "нашпигованы" огромным числом нервных окончаний и поэтому у "гомункулуса" эти части крупнее, чем другие части тела.
Сам Пенфилд отлично осознавал условность этой схемы. Он понимал, что зоны мозга не имеют четких границ, а также у разных людей возможно смещение этих зон.
СЛАЙД 8. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. Как правило, у ребёнка, у которого нарушено формирование речи, обязательно нарушение сопровождается слабым развитием мелкой моторики.
Актуальность выбранной для мастер-класса темы объясняется необходимостью знать и уметь применять на практике методы развития мелкой моторики не только узким специалистам, но и воспитателям дошкольных учреждений.
Методы развития мелкой моторики условно делятся на традиционные и нетрадиционные.
Давайте попробуем вместе с вами перечислить, какие вы знаете традиционные методы развития мелкой моторики :
• самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание, самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т. д.);
• игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);
• графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т. д. ;
• художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углем и т. д. ;
• предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т. д. ;
• игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т. д.
СЛАЙДЫ 9-13. Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Все мы активно их используем. Познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся :
• все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т. д;
• теневой и пальчиковый театр;
• иглотерапия;
• песочная терапия;
• Су-Джок терапия;
• криотерапия.
Сегодня я хочу поближе вас познакомит с одним из этих методов – Су-Джок терапией, которую еще называют «Веселые шарики-ежики».
СЛАЙД 14. Это весьма эффективный метод профилактики и лечения различных болезней. В 1986 году в международной печати появились первые публикации, рассказывающие о данной методике, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. На разработку этого метода врач потратил более 30 лет. Во многих странах Су-Джок терапия является составной частью государственных программ по здравоохранению и образованию.
СЛАЙД 15. В переводе с корейского языка «Су» означает «кисть», «Джок» – «стопа». По мнению самого автора, кисти и стопы являются «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах располагаются биологически активные точки. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт. Высокая эффективность и абсолютная безопасность делают Су-Джок терапию совершенно уникальной техникой.
СЛАЙД 16. Приемами Су-Джок терапии являются массаж и самомассаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Предлагаю вашему вниманию сказку «Ежик» для самомассажа кистей рук с помощью тренажеров Су-Джок.
Жил был ежик (показываем шарик-массажер).
Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).
Как-то раз, пошел он погулять (катаем по кругу на ладони).
Пришел на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней
(катаем от ладони к мизинчику и обратно).
Вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони).
Опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу).
Заметил речку, побежал по ее бережку (катаем по безымянному пальцу).
Снова вернулся на полянку (между ладонями).
Посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику)
Вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда
(слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему).
Потом ежик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони).
Увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).
Стало ежику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаем массажное колечко. Поочередно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ежик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец).
Заметил цветочек и понюхал его (на указательный).
Нашел красивый листочек и побежал его посмотреть (на средний).
Приметил ягодку и сорвал ее (на безымянный).
Нашел шишку и взял ее для своей мамы в подарок (на мизинчик).
Ежик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам небольшие стихотворные тексты для того, чтобы вы, согласно содержанию этих текстов, сами придумали упражнения и приемы для игр с шариками Су-джок.
Педагоги выбирают тексты и придумывают по ним упражнения.
1. Ходит еж в саду по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу – всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам.
2. - Ты куда собрался, еж?
Что в лукошке ты несешь?
- Два гриба несу я белых
Для моих соседок-белок.
3. Ежик ерзает под шляпой.
Мы его поймали с папой.
Еж иголки выпустил.
- Не волнуйся, выпустим!
4. Бежит ежик вдоль дорожек,
Да скользит по льду.
Говорит ему лисица:
- Дай переведу.
Отвечает серый ежик:
- У меня две пары ножек,
Сам я перейду!
5. Ежик выбился из сил –
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока –
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Еж в лесочек убежал,
Нам «Спасибо» пропищал.
6. Ходит ежик без дорожек
По лесу, по лесу
И колючками своими
Колется, колется.
А я ежику-ежу
Ту тропинку покажу,
Где катают мышки
Маленькие шишки.
Я благодарю вас за внимание и за работу. Буду рада, если наша встреча была для вас полезной.