юлия чернышова
Социо-игровой стиль работы с дошкольниками как эффективная педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Березовский детский сад
Мастер-класс
для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Тема:"Социо-игровой стиль работы с дошкольниками как эффективная педагогическая технология".
подготовила:
воспитатель МКДОУ
Березовский детский сад
Чернышова Ю. В.
Цель:
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо - игровой технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
Публикация «Социо-игровой стиль работы с дошкольниками как эффективная педагогическая технология» размещена в разделах
-конструирование модели образовательного процесса с использованием социо - игровой технологии;
-обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу социо - игровой технологии;
-популяризация инновационных идей, авторских находок;
-развивать творческую активность профессионального самосовершенствования педагогического коллектива.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
-понимание участниками мастер-класса сути социо - игровой технологии;
-практическое освоение участниками мастер-класса важнейших навыков использования социо - игровой технологии;
-активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
-повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
-рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Материал: картинки по теме весна, картинки с изображением весенних цветов, альбомные листы.
Участники: педагоги
Алгоритм проведения мастер-класса:
1. Прямой комментированный показ в действии приемов и методов работы педагога в форме практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного (контактного) обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности.
2. Рефлексия:
- самоанализ проведенного занятия;
- вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию;
3. Заключительное слово педагога-мастера. Изложение концептуальных основ социо-игровой технологии (актуальность, основные идеи подхода к демонстрируемой педагогической деятельности, его новизна, важнейшие результаты).
Нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с таких слов: «Делать условия обучения дошкольников более человеческими и более соответствующими особенностям их психики помогают не столько инновации (которые для воспитателей частенько являются «котом в мешке», сколько самые что ни на есть известные и испытанные «дедовские способы».
Я попробовала внедрить в образовательный процесс приёмы, которые связаны с очень интересной технологией. Данная технология помогает формировать у детей доброжелательное отношение, внимание и взаимное уважение друг к другу. Это «Социо-игровая педагогика», представленная доктором педагогических наук Вячеславом Букатовым. И хочу поделиться с вами своими находками.
Наш мастер-класс посвящается социо - игровой технологии и способам применения её в работе с дошкольниками.
Ход мастер-класса:
Я хочу нарушить сложившиеся традиции и начать раскрытие содержания социо – игровой технологии с практических действий, тем самым постараюсь показать ее актуальность на сегодняшний день в работе с дошкольниками.
Я предлагаю вам немного побыть в роли детей и поиграть со мной.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
- игры для рабочего настроя;
- игры для социо-игрового приобщения к делу;
- игры разминки-разрядки;
- игры для творческого самоутверждения.
Представим себе, что Вам как воспитателю предстоит работа с дошкольниками в рамках лексической темы"Весна".
На первом этапе занятия используются игры-задания для рабочего настроя.
Это может быть, к примеру, передача «Волшебной палочки» (в качестве «волшебной палочки» можно использовать любой предмет: карандаш, линейка, зонт)
Передачу палочки из рук в руки надо сопровождать речью по заданному правилу. В нашем случае Вам необходимо назвать наибольшее количество характеристик, подходящих под описание к слову ВЕСНА (какая) ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная (Педагоги называют соответствующие характеристики)
Вывод: с помощью таких заданий дети настраиваются на рабочий лад, у них формируются представления о теме предстоящей деятельности.
Следующий этап - актуализация знаний. На этом этапе используются игры для социо - игрового приобщения к делу.
На этом этапе предлагаю организовать работу в микро-группах. Объединение в малые группы может осуществляться по разным направлениям:
по половому признаку;
по коммуникативному признаку (кто с кем дружит);
по какому-либо общему признаку, сходству (цвету глаз, цвету волос, росту) и т. д.
- Мы поступим иначе: Вам сейчас раздадут цветочки, вам надо найти коллег с таким же цветочком и образовать группу.
(Объединение педагогов в команды. Придумывание названий командам. Названия должны быть связаны с общей темой, темой "Весна").
Для того чтобы узнать тему совместной деятельности предлагаю группам выслать по одному представителю от команды – посыльного. Так как посыльный назначается педагогом, прошу выслать посыльным того, у кого (на одежде есть цветы, в одежде присутствует красный цвет, есть часы на руке).
(Посыльные поочерёдно вытягивают карточки-задания для своих команд. Задания выполняются общими усилиями каждой команды.)
-Задание – составить загадку об изображённых на карточке приметах весны (сосулька, ручеек, проталинка).
Пока педагоги выполняют задание пояснить о лидерах:
- Работа в малых группах так же предполагает выбор лидера группы, который сменяется с каждым новым заданием. Выбор лидера или капитана может осуществляться любым ранее упомянутым способом. Я предлагаю Вам выбрать капитана по сходству в именах (отчествах, по росту – самый низкий, самый высокий).
(Выбор капитанов. Капитаны загадывают свои загадки другой команде)
Вывод: во время выполнения таких заданий выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом).
- Следующим этапом становится проведение игровой разминки, в качестве которой предлагаю использовать задание «Руки – ноги» (по Букатову). (Один хлопок – команда для рук: их надо поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: надо сесть или встать). Я предлогаю заменить хлопки на слова - о весне хлопаем в ладоши, не о весне то приседаем.
- Последним станет этап выполнения задания для творческого самоутверждения. Такие задания, под своим выполнением подразумевают художественно-исполнительский результат.
Мы выполним с вами задание под названием: «Собри весенний пейзаж». Нужно составить пейзаж весеннего времени года. После того как пейзаж составлен нужно рассказать о нем. Для этого задания отводиться 3 минуты. По истечении заранее оговоренного времени ведущий предлагает игрокам показать что у них получилось.
Мы с вами выполнили ребячью работу – обсудить, отгадать, сравнить, определить – и осуществили её в атмосфере взаимного понимания, в негласной договорённости о «правах» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. И я думаю, что предложенные мною игровые задания могут послужить вам подспорьем в создании комфортной атмосферы деловой занятости всей группы.
Рефлексия:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся? 2. Какие ощущения вызвал у вас мастер – класс?
3. Будете ли вы в своей практике использовать социо – игровую технологию в работе с детьми?
Заключительное слово педагога-мастера.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии : работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).
Социоигровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социо - игровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые В. М. Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.