Елена Филимонова
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование нестандартного оборудования при организации прогулок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование нестандартного оборудования при организации прогулок»
Цель: обобщение и передача опыта работы по использованию нестандартного оборудования при организации педагогического пространства на групповом участке.
1. Вводное слово.
Согласно ФГОС ДО первой задачей, которую решает дошкольное образование – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Физическое развитие направлено на:
Публикация «Мастер-класс для педагогов дошкольного образования „Использование нестандартного оборудования при организации прогулок“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
накопление и обогащение двигательного опыта детей (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т. д.).
Игра для педагогов «Наши запреты».
Педагогам предлагается побывать в роли непослушного ребёнка и описать свои ощущения. Итак, когда ребёнок становится непослушным, мы ему запрещаем что-то делать, что нас не устраивает, и говорим:
- не смотри туда (завязываем глаза);
- не болтай много (завязали рот);
- не ходи гулять (завязали ноги);
- не делай этого (завязали руки).
- Как чувствует себя ребёнок? (Педагог, играющий роль ребёнка, описывает свои ощущения). Как мы видим не только трудно быть педагогом, воспитывающим 25 детей, но и ребёнком, которого сопровождают вот такие запреты.
Устранить ощущение «запретов» становится возможным при правильной организации развивающей предметно-пространственной среды. Кроме того, это необходимое условие для успешной реализации задач по физическому развитию детей. Именно развивающая предметно-пространственная среда является источником полноценного развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Что включает в себя понятие развивающая предметно-пространственная среда? Это задействование абсолютно всего пространства, которое окружает ребёнка с целью его развития. Правильная организация прогулочных участков, подбор выносного оборудования в свою очередь также способствует решению задач, которые ставит перед нами федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования по данному направлению.
В качестве пособий по физическому развитию при организации прогулок в своей работе мы используем и нестандартное оборудование. Пособия и оборудование несложны и недороги при изготовлении, вызывают огромный интерес у детей и педагогов, привлекают своё внимание непривычным использованием привычных вещей. Нестандартное оборудование провоцирует детей на двигательную активность, развивает их самостоятельность и воображение, способствует снятию эмоционального напряжения, превращает занятия физическими упражнениями в увлекательное дело.
2. Демонстрация пособий и оборудования.
Пособие «Веселая змейка»
Приоритетная образовательная область по ФГОС : физическое развитие.
Описание:
1. Для детей от 2,5 лет.
2. В комплекте: мягкие бигуди среднего размера 4 основных цветов спектра, веревка или шнур, контейнеры из под киндер - сюрприза.
Способствует: укреплению мышц пальцев и кистей рук; развитию хватательных движений руки; снятию эмоционального напряжения.
Рекомендации: на веревку или шнур нанизываем поочередно киндер-контейнеры и цветные бигуди. Затем веревку натягиваем и закрепляем на участке.
Варианты игр и игровых упражнений:
1. Взять в руки бигуди красного цвета и покрутить их, осторожно отпустить.
2. Сжать бигуди с разной степенью нажима.
3. Передвигая киндер-контейнеры, посчитать их.
Пособие «Веселые прищепки.»
Приоритетная образовательная область по ФГОС : физическое развитие.
Описание
1. Для детей от 2,5 лет.
2. В комплекте: прищепки на кольцах, шнур, платочки или ленточки.
Способствует: развитию мелкой моторики руки, координации движений, коррекции гиперактивности.
Рекомендации: на шнур нанизываются прищепки на кольцах, шнур натягивается и закрепляется на участке в удобном месте.
Вариант игр и игровых упражнений:
1. Игра «Посуши платочки».
Ребенку предлагается развесить платочки. Платочки могут использоваться для проведения зарядки, подвижных игр.
2. Игровое упражнение «Ленточки».
Ребенку предлагается развесить ленточки. Они могут использоваться для проведения утренней гимнастики на свежем воздухе.
Пособие «Мяч со шнуром».
Приоритетная образовательная область по ФГОС : физическое развитие.
Описание:
1. Для детей от 3 лет.
2. В комплекте: резиновый мяч диаметром 40-50 см., шнур, сетка.
Способствует: развитию общей моторики, ловкости, координации движений, ориентировки в пространстве, снятию эмоционального напряжения.
Рекомендации: мяч в сетке со шнуром подвешивается в удобном месте на участке, шнур фиксируется и имеет возможность регулирования длины.
Варианты игр и игровых упражнений:
1. «Точный удар».
Играют 2 и более ребенка. Задача - отбить мяч так точно, чтоб его смог отбить следующий игрок.
2. «Точно в цель».
Ребенок старается сбить мячом на шнуре мишени.
3. «Звонкий мяч».
Играют 2 игрока. Попеременно перекидывают друг другу мяч на шнуре, сопровождая свои действия словами:
«Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой».
3. «Мяч вверх».
Игрок подбрасывает мяч вверх при определенном звуке. Например: «Звук шипящий услышат ушки- мяч взлетает над макушкой».
4. «Я знаю пять…»
Задача ребенка- отбивать мяч, начиная с фразы «Я знаю.», без остановки называть подряд пять предметов: пять имен мальчиков/ девочек (овощей, фруктов и т. д
Пособие «Веселый гольф».
Приоритетная образовательная область по ФГОС : физическое развитие.
Описание:
1. Для детей от 3 лет.
2. В комплекте:2 ведерка с крышкой( 3-х литровые ведерки из-под сметаны, 2 мячика пластмассовые диаметром 20 см., 2 клюшки.
Способствует: развитию общей моторики, ловкости, внимания, глазомера; удовлетворению двигательной активности; ознакомлению с элементами спортивной игры.
Рекомендации: на участке вкапываются 2 ведерка до краев на расстояние друг от друга 50-60 см. Перед началом игры крышки с ведер снимаются, после окончания игры ведра закрывают крышками.
Вариант игр и игровых упражнений:
1. В игру могут играть 1-2 ребенка. Выбрав нужное расстояние, предложить ребенку закатить клюшкой в лунку (ведро) мяч. Далее можно увеличить расстояние между ребенком и лункой.
2. Игра- соревнование.
Одновременно 2 участника игры стараются закатить мяч клюшкой в лунку. Побеждает тот игрок, кто точнее и быстрее попал в лунку.
Пособие «Звонкие погремушки».
Приоритетная образовательная область по ФГОС : физическое развитие.
Описание:
1. для детей от 3 лет.
2. В комплекте: погремушки 10 шт. ,шнур, гимнастическая палка или клюшка.
Способствует: развитию координации движения, ловкости, внимания; коррекции сколиозов; удовлетворению двигательной активности ребенка.
Рекомендации: на шнур нанизывают погремушки и за тем шнур натягивают и закрепляют.
Варианты игр и игровых упражнений:
1. Взять в правую руку гимнастическую палку или клюшку. Встать прямо под шнуром, достать клюшкой до погремушки и идти прямо, вдоль шнура, передвигая ее. То же самое можно выполнить левой рукой.
2. «Подпрыгни»- в этом игровом упражнение могут участвовать более 2 игроков. Детям предлагается, стоя на двух ногах, подпрыгнуть до погремушки и ударить в нее.
Пособие «Забавные игрушки».
Приоритетная образовательная область по ФГОС : физическое развитие.
Описание:
1. Для детей с 2,5 лет.
2. В комплекте: небольшие мягкие игрушки ( например: 2 рыбки, тесьма или лента длиной 1м, китайские палочки.
Способствует: развитию мелкой моторики руки; коррекции гиперактивности.
Рекомендации: один конец ленты или тесьмы пришивается к мягкой игрушке, другой конец ленты или тесьмы закрепляется посередине китайской палочке.
Варианты игр и игровых упражнений:
Ребенку предлагается намотать ленту на палочку. Ребенок начинает играть, игрушка- рыбка начинает приближаться к ребенку (рыбка приплыла). Можно внести в игру соревновательный момент. 2 игрока одновременно начинают наматывать ленту на палочку. Побеждает тот игрок, чья рыбка приплыла быстрее.
Всё оборудование распределено по всей площади группового участка. И носит как стационарный, так и переносной характер.
3. Практическая часть.
Предлагаем вашему вниманию совместно изготовить пособие «Запуск ракеты» и определить, для каких целей его можно использовать во время работы с детьми. Для работы нам понадобится бельевая верёвка, 2 киндер-контейнера, пэт-бутылка из-под питьевого йогурта. Складываем веревку пополам и закрепляем ее стационарно. Продеваем концы веревки через бутылку (дно у бутылки предварительно срезано и она без крышки, оформлена в виде ракеты); на концах веревки закрепляем киндер-контейнеры.
Участникам мастер-класса предлагается определить, решению каких задач способствует изготовленное оборудование
Приоритетная образовательная область : физическое развитие.
Способствует: развитию ловкости, быстроты реакции, координации движений, снятию эмоционального напряжения, коррекции гиперактивности.
Варианты игр и игровых упражнений:
Ребенку предлагается взять в руки концы веревки и резко развести их в стороны. При таком движении «ракета» взлетает вверх. Чем резче движения рук, тем выше она взлетит. Если увеличить число игроков, то можно внести соревновательный элемент в игру. Побеждает тот участник игры, у кого запуск будет самым «успешным».
4. Рефлексия.
Участникам мастер-класса предлагается определить плюсы и минусы использования нестандартного оборудования в работе с детьми.
Творческих вам успехов!