Приложение МААМ

Консультация для педагогов дошкольного образования «Нормативно-правовая база»

Ольга Рослякова
Консультация для педагогов дошкольного образования «Нормативно-правовая база»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов дошкольного образования

ПРАВА РЕБЕНКА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Подготовила Рослякова Ольга Сергеевна воспитатель МБДОУ №323 г. о. Самара

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

1924г. – Женевская декларация прав ребенка.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка.

В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях.

Публикация «Консультация для педагогов дошкольного образования „Нормативно-правовая база“» размещена в разделах

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка – документ основных прав всех детей в мире.

Признавая ребенком человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в:

специальной системе защиты,

создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности,

признавая его самостоятельным субъектом права.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.

Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

По предложению ЮНИСЕФ в России появились первые уполномоченные по правам ребенка. Сейчас они работают в пяти регионах. В Самарской области – УПР Татьяна Владимировна Козлова.

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Права ребенка, закрепленные в Гражданском кодексе РФ и Семейном кодексе РФ условно можно разделить на 6 основных групп:

К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т. п.

Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.

К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.

Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.

Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

Новый СК - закрепление конституционной нормы о приоритете норм международного договора Российской Федерации, если им установлены иные правила, чем предусмотренные семейным законодательством. ]

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63).

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования регулируются законодательством об образовании : Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Гражданский кодекс Российской Федерации является основным источником гражданских прав, законных интересов и обязанностей гражданина РФ, в том числе и ребенка – гражданина РФ

Дееспособность несовершеннолетних детей в новом Гражданском Кодексе существенно расширена. Впервые в российском законодательстве установлено, что малолетние дети по достижении 6 лет могут совершать юридические действия (ст. 28 ГК РФ). в нем предусмотрена эмансипация несовершеннолетних (ст. 27).

Подраздел 2 глава 3 части первой Гражданского Кодекса РФ содержит перечень прав и обязанностей несовершеннолетних детей.

Эмансипация - это новое основание для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Целью эмансипации является освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок.

Статья 28 ГК РФ - градация дееспособности малолетних в зависимости от достигнутого ими возраста. Гражданский Кодекс впервые установил разграничение недееспособности малолетних до 6 лет и от 6 до 14 лет. От 0 до 6 лет -полностью лишены дееспособности.

Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

Принятые Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июня 1998 года и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года, которые подчеркивают важность правовой защиты названных объектов.

В настоящее время вопросы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних участников судопроизводства являются одними из приоритетных и в деятельности правоохранительных органов. Приказ Генерального прокурора РФ от 18 мая 1995 № 30 «О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних» прямо предписывает сосредоточить главные усилия по защите прав несовершеннолетних, провозглашенных Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» была разработана Федеральная целевая программа «Дети России».

Целью федеральной программы «Дети России» является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социально-экономических преобразований и реформ.

В состав федеральной программы входят целевые федеральные программы «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Дети инвалиды», «Дети сироты», «Дети Севера».

Публикации по теме:

Деятельность педагогов детского сада в условиях введения ФГОС дошкольного образования Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в.

Деловая игра для педагогов деловая игра для педагогов «Знатоки ФГОС дошкольного образования» ЦЕЛЬ: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. ХОД ИГРЫ: Добрый день.

Консультация для педагогов «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования» Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Деловая игра для педагогов МКДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов МКДОУ по изучению ФГОС ДО «Правильный ответ» Материалы по введению ФГОС до в ДОУ. Экспресс-опросы, Игра «Вопрос-ответ»,.

Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха»Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха» В августе 2015 года в Приволжском районе Астраханской области прошел муниципальный конкурс педагогов дошкольного образования "Лесенка успеха".

Практикум для педагогов дошкольного образования «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете ФГОС до» Практикум для педагогов дошкольного образования Тема: Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО Продолжительность:.

Права, обязанности и ответственность родителей в сфере образования. Консультация для педагогов ДОУ Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. В младенчестве, раннем и дошкольном детстве жизнь ребенка, его здоровье и будущее.

Консультация для педагогов «Проблемы инклюзивного образования в ДОУ» С каждым годом все большее значение в оценке уровней и направлений изменения здоровья населения приобретает детская инвалидность. В последнее.

Рекомендации по составлению рабочей программы педагогов дошкольного образования 1 СЛАЙД 2 слайд - Добрый день, уважаемые коллеги, мне досталась тема, на сегодняшний день самая животрепещущая для педагогов, постараюсь.

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии» Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов; выработка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов дошкольного образования «Нормативно-правовая база»
Опубликовано: 18 октября 2015 в 12:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов дошкольного образования «Нормативно-правовая база»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Рослякова (УИ 374032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД