Наталья Николаевна Фролова
Консультация для педагогов «Качество дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Качество дошкольного образования
Качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка.
В. И. Слободчикова
Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - нерешенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта. Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им.
Публикация «Консультация для педагогов „Качество дошкольного образования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Анализ литературы показал, что качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.
Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях:
• рассматривается понятие качества образования,
• изучаются факторы, обусловливающие качество образования,
• рассматриваются разные способы оценивания качества образования,
• рассматриваются информационные технологии обеспечения качества образования,
• рассматриваются вопросы управления качеством образования и др.
Сегодня система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.
Следовательно, качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг. Этот уровень должен удовлетворять ожидания и запросы потребителей и соответствовать государственным нормативам.
По словам О. Скоролуповой и Н. Фединой обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому, чтобы дошкольное образование сегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием :
• не присмотром и (или) уходом, а образованием;
• не школьным (учебным) и (или) дополнительным и др., а подлинно дошкольным образованием;
• не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века, а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня.
Выделяют внутренние и внешние факторы, влияющие на качество дошкольного образования :
1. Внутренние факторы – те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения. К ним относятся:
• обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;
• наличие необходимой нормативной правовой базы;
• состояние предметно-развивающей среды и др.
2. Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми.
Среди них можно выделить:
• влияние семьи;
• социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);
• конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);
• индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические) и др.
Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования.
Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.
Немецкие ученые В. Фтенакис, М. Р. Текстор и В. Титце для оценки качества дошкольного образования в ДОУ ввели понятие «педагогическое качество», которое включает в себя следующие параметры: благополучие ребенка и возможности его развития в различных сферах (социальная, интеллектуальная сферы и др., а также возможности поддержки семьи в ее функциях по уходу и воспитанию ребенка.
В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.
В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки качества образования в конкретном ДОУ можно свести к следующим пяти направлениям:
1. Образовательная деятельность
2. Развивающая среда
3. Психологический комфорт ребенка
4. Здоровье сберегающая деятельность
5. Удовлетворение потребности семьи
В последнее время актуальной является проблема управления качеством образования. При этом основные направления решения этой проблемы сводятся к следующему:
1. Обеспечение высокого уровня образовательных программ и их методического обеспечения. Такие программы позволят педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества.
2. Обеспечение профессиональной подготовленности кадрового состава дошкольных организаций готовой к реализации ФГОС ДО.
3. Обогащение предметно-пространственной среды, содержательное наполнение которой предоставит ребенку возможности для саморазвития.
4. Введение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения наравне с оценкой условий педагогического процесса такого компонента, как оценка результата. Данная оценка выполняет прогнозирующую, контролирующую и корректирующую функции этапов педагогического процесса.
5. Обеспечение взаимодействия дошкольных организаций со смежными звеньями образовательной системы (реализация социального партнерства). Данное взаимодействие расширит возможности ДОУ в освоении образовательной программы.
6. Создание необходимых условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий.
Следует сказать, что на сегодняшний день определены следующие условия процесса совершенствования качества управления дошкольным образованием :
• финансирование дошкольных образовательных учреждений. Так, ученые предполагают, что существует прямая зависимость управления качеством образования в дошкольном учреждении от дохода, которое может получить данное учреждение, если оно сможет оперативно выявить социальные запросы населения и потребность детей и родителей в основных и дополнительных образовательных услугах, спрогнозирует проблемы и наметит пути их решения;
• кадровое обеспечение дошкольных образовательных учреждений. Это условие предполагает повышение профессиональной компетентности педагогов. В рамках этой работы предполагается совершенствовать процесс подготовки специалистов в высших учебных заведениях, колледжах и училищах, а для уже работающих специалистов необходимо организовать работу по информированию о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается;
• повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения.
Обобщая вышесказанное, следует сделать следующие выводы:
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Необходимо стремиться к обеспечению современного качества дошкольного образования, которое будет соответствовать потребностям и интересам общества, государства и семьи.
Для осуществления высокого уровня воспитательно - образовательного процесса необходимо :
• обеспечение образовательных программ, соответствующих требованиям и уровню развития общества
• профессиональная подготовка кадрового состава дошкольной организации
• обогащение предметно-развивающей среды
• введение в образовательный процесс дошкольного такого компонента, как оценка результатов
• взаимодействие дошкольных организаций с социальными партнерами
• создание условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями и детей инвалидов
• повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения.
Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении – это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива.
В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
• как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
• как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор
программ и технологий, обеспеченность пособиями);
• какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)