Котельникова Екатерина
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры как средство создания условий психологической безопасности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования на тему :
Дидактические игры как средство создания условий психологической безопасности дошкольников.
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Котельникова Е. П., я воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС №43.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактические игры как средство создания условий психологической безопасности дошкольников“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Вступительная часть. Приглашаю вас принять участие в мастер-классе на тему : Дидактические игры как средство создания условий психологической безопасности дошкольников. Комплексам таких адаптированных дидактических игр мы дали названия «Что скрывает темнота?» и «Волшебный фонарик».
- Заинтриговала? Очень хорошо.
Организовывая этот мастер-класс, мы ставили для себя следующую цель: передачу коллегам личного профессионального опыта, современных адаптированных разработок в сфере творческой и педагогической деятельности.
Задачи для реализации цели представлены на слайде.
1. Актуализировать практическую значимость дидактического пособия.
2. Познакомить педагогов с техникой изготовления пособий для работы с
дошкольниками на примере дидактического пособия «Что скрывает темнота?».
3. Развивать конструкторские и творческие способности педагогов.
4. Вызвать у педагогов интерес и чувство удовлетворения от выполненной творческой работы.
Все вы знаете, одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Как вы считаете, почему?
Ответы.
Действительно, актуальность проблемы сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников выдвигают в область приоритетных, так как научно доказано, что именно эмоциональное благополучие является фундаментом для развития творческой, познавательной, коммуникативной деятельности.
Проблеме изучения страхов и эмоционального неблагополучия посвящены исследования многих учёных. (Слайд)
В моей педагогической практике по созданию условий психологической безопасности эффективно показали себя серии дидактических игр под названиями «Что скрывает темнота? и «Волшебный фонарик». Одну из них я представлю вашему вниманию.
- Для чего нужен фонарик, скажите, уважаемые коллеги?
Ответы педагогов.
- По статистике многие дети уже с 2-х лет испытывают чувство страха темноты. Именно такая серия игр направлена на преодоление детских страхов.
Каждый опытный сыщик знает, для чего нужен фонарик. Конечно же, чтобы найти что-либо в темноте, или осветить себе путь. И даже самому лучшему детективу нужно постоянно тренироваться, чтобы не потерять мастерство.
- Светите фонариком в темноту и узнавайте, как выглядят дорожные знаки, опасные предметы, коварные микробы, ядовитые растения.
Подобные пособия широко представлены в фабричных вариантах, а мы адаптировали их с учётом обозначенной проблемы безопасности, а также особенностей и потребностей дошкольников.
Названия игр, как и задачи, решаемые с их помощью, разноплановые:
«Тёмная комната»
«Ночью на кухне»
«Кто украл Новый год?»
«Тёмные истории»
«Ночь в лесу»
«Загляни в нашу Галактику»
«Кто не спит ночью»
«Галактика знаний»
«Кто спрятался на немытых руках?»
«Кто спрятался на нечищеных зубах?»
2. Теоретически-демонстрационная часть
По мере возрастания интереса обучающихся к данной игре, значимость пособия становится многофункциональной. Игра помогает закрепить знания по различным лексическим темам, расширить кругозор. Необходимость рассказать об увиденном стимулирует речевое развитие. Во время игры дети активно взаимодействуют друг с другом и с воспитателем. Таким образом происходит объединение детского коллектива, развиваются коммуникативные навыки.
Структура игры.
Игра состоит из одного или нескольких (до 4-х) игровых полей форматов а4 ил а5, фонариков из бумаги, набора карточек на определённую тему. Игровое поле — это пленка или плотный файл, на котором изображены животные или предметы и картон черного цвета. Изображение на чёрном фоне становится практически невидимым.
Игровые действия.
С помощью бумажного фонарика, который заводится между двумя слоями поля, обучающиеся подсвечивают изображения на плёнке, тем самым выделяя их из темноты. В игре принимают участие от 2 до 4 детей.
Но есть варианты способов игры и инструкций, которые зависят от задач, стоящих перед педагогом.
Если это игра на поиск похожего предмета, то необходимо брать карточку из колоды и с помощью фонарика искать изображенный на ней предмет. Победитель игры — сыщик, который нашёл больше всех предметов.
Или истории в темноте. Здесь первый игрок находит предмет с карточки с помощью фонарика и придумывает предложение с этим предметом. Второй игрок находит предмет и продолжает историю, используя найденный предмет.
Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру третьего варианта, которая называется «Найди по звуку» на тему «Транспорт». Услышав звук, вы все сразу начнете искать на игровом поле транспорт, звук которого услышите. Кто найдет первым, поднимает руку и объясняет, какой транспорт так звучит. Играя в такие игры, мы ещё раз обращаем внимание дошкольников на безопасность.
3. Практическая часть. Предлагаю вам сейчас попробовать спроектировать свою игру, оформить ее и сформулировать познавательные вопросы. Также подумайте, как вашу игру можно использовать для создания условий безопасного поведения. Приступим?
Шаг 1. Для начала, пожалуйста, определите, с кем в паре вы будете работать.
Шаг 2. Разделите обязанности, один из пары будет изготавливать поле игры, а второй формулировать инструкции.
Шаг 3. Выбирайте из предложенных иллюстраций те, которые подходят для вашего замысла, либо нарисуйте свой рисунок на плёнке. Для этого воспользуйтесь перманентными маркерами и нарисуйте или переведите изображение на плёнку, подложив шаблон снизу и закрепив его, если потребуется скрепкой.
Шаг 4. Далее соедините пленку с картоном чёрного цвета при помощи степлера.
Шаг 5. Возьмите фонарик и обыграйте свой вариант игры.
Шаг 5. Представьте, пожалуйста, что у вас получилось.
Кто готов рассказать о своей игре?
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:
- Было ли вам интересно?
- Возник ли у вас интерес к изготовлению пособий своими руками?
- Я попрошу вас оценить мою работу с помощью волшебного фонарика, продолжив выбранную на поле фразу:
- Буду использовать…
- Задумалась…
- Возьму на заметку…
- Не пригодится…
В заключение нашей встречи хочется пожелать вам творческих успехов! Спасибо за внимание.