Лариса Евгеньевна Тимонина
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Представление педагогам опыта своей работы с детьми старшего дошкольного возраста развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
2. Представление участникам мастер-класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2021
3. Формирование у участников мастер – класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности
Ход:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
Цель моего мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста”.
Как сказал Н. Н. Поддьяков «Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробывать – и я пойму!»- говорится в китайской пословице.
«Лучше один раз испытать, попробывать, сделать своими руками» -утверждают педагоги практики.
II Практическая часть.
А сейчас я приглашаю вас в сказку. Сказка называется, а как она называется вы мне подскажете, отгадав загадку:
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу (Золушка. ) .
Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».
Жила была девочка и звали её Золушка, целыми днями она трудилась, а злой мачехи всё время на неё кричала, всем была не довольна. И вот однажды в один погожий день вдруг пошел дождь, злая мачеха, взглянув в окно ворчала: «И откуда он только взялся!».
И Золушка призадумалась, действительно откуда?
У Вас на столе стоит стакан с горячей водой, стекло. Накрываем им стакан, через некоторое время, подняв стекло, наблюдаем капельки воды на стекле.
Почему и как они образовались?
Действительно, в природе солнце ярко светит, нагревая землю, озера, лужи и тд. И вода, испаряясь, поднимается вверх в виде пара.
«Но на небе нет стекла или зеркала, как и где образуются капли воды?»- задумалась Золушка.
На небе что есть? Правильно облака и тучи. Вот на них пар и превращается в водяные капли, капли становятся больше тяжелее и идет дождь.
У вас на столе стоит стакан, пена для бритья, пипетка и окрашенная в синий цвет вода. Набирая в пипетку воду и капая на пену, которую мы нанесли на верх стакана, наблюдаем как вода сквозь пену-облако в виде капель стекает на дно стакана- идет «дождь».
Что этот опыт продемонстрировал? Что мы можем объяснить детям во время его проведения?
Этот опыт продемонстрировал круговорот воды в природе.
Дождь прошел, выглянуло яркое солнышко. И на небе Золушка увидела прекрасную радугу. Ей очень захотелось ее нарисовать, но у бедной девочки краски почти закончились. У неё остались только красный, синий и желтый цвет. А сколько на радуге цветов? (семь). Как же мы можем помочь Золушке? Предлагаем следующий опыт. На столе семь стаканов (по количеству цветов на радуге, три пустых, а в других цветная вода красного, желтого и синего цвета. Складываем салфетку гармошкой и опускаем один конец в стаканчики с водой, а другой- в пустой. Через некоторое время вода поднимается по салфетке, переливаясь в пустой стакан, смешивая цвет. В итогу мы можем наблюдать какие цвета получились после смешивания (синий и красный – дали фиолетовый цвет, красный и желтый - оранжевый, желтый и синий –зеленый)
К вечеру мачеха вместе со своими дочерьми стали собираться на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задания. Мачеха приказала Золушке оживить засохшие цветы и перебрать горох от скрепок (гвоздей) не дотрагиваясь гороха руками. Опечалилась Золушка, услышав такое задание, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?
- Вы согласны со мной?
Задание: «Оживить засохшие цветы».
У вас на столах лежат шаблоны цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру вниз. А лепестки маленьких лютиков заверните так, чтобы они сходились кончиками в центре цветка. (Показ сопровождаю пояснением) .
А теперь аккуратно поместите разноцветные лотосы на поверхность воды налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.
Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Почему?
Какой мы можем сделать вывод? Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки раскрываются.
Правильно, бумажные цветы от воды намокли и стали распускаться.
Второе задание:
А вот следующее задание мачехи разобрать горох, в который злая мачеха специально насыпала скрепки (гвозди, что бы загрузить Золушку работай и не пустить ее на бал. А что бы Золушке было ещё сложнее, поставила условие – не касаться гороха руками.
Выполнить это задание нелегко, но мы поможем Золушки быстрее справиться. У вас на столе приготовлены предметы, которыми можно пользоваться (пинцет, ложка, магнит). Давай разделимся одни будут перебирать горох ложкой, другие пинцетом, а третьи магнитом и посмотрим как и с помощью чего быстрее можно справиться с поставленной задачей!
Что произошло, кто справился быстрее? Скрепки следуют за движением магнита и поднимается вверх примагничиваясь. Таким образом, скрепки можно легко достать из гороха не дотрагиваясь гороха руками. Почему это произошло? Сила магнита действует на металлические предметы.
- А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?
Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей.
Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.