Валентина Васильева
Мастер-класс для педагогов «Средства музыкальной выразительности в раскрытии сценического образа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Средства музыкальной выразительности в раскрытии сценического образа»
Подготовила: Музыкальный руководитель Васильева Валентина Александровна
К средствам музыкальной выразительности в Детском саду относятся: пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, музыкальные дидактические игры. Все эти средства применимы в театральной деятельности и помогают наиболее полно раскрыть образ сценического героя, важное средство музыкальной выразительности – пение.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Средства музыкальной выразительности в раскрытии сценического образа“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации (нефальшивое чистое звучание) и слухового мышечного ощущения.
Основная цель – научить ребенка выразительному исполнению несложных песен, характеризующих данного сценического героя. Необходимо перед разучиванием песни провести беседу о сказочном персонаже: какие черты характера ему присущи, каким голосом он должен петь: тонким (высоким, средним (как разговариваем, грубым (низким, показывать рукой верх, середина, низ). На магнитной доске или фланелеграфе выкладываются фигурки птички (наверху, девочки (в середине, медведи (внизу). Птичка летает высоко или низко? – Высоко. Поет высоким (тонким голосом). Девочка расположена вверху, внизу или в середине? – В середине. А каким голосом она поет? – Средним (или так же как мы говорим, так и поем). А медведь где расположен? –Внизу. Каким голосом он поет? – Грубым (или низким).
Слушание музыки не относится к средствам музыкальной выразительности, но оно вплотную связано и с пением, и с музыкально-ритмической деятельностью, и с игрой на детских музыкальных инструментах.
Я предлагаю вам послушать три небольших фрагмента из песен.
Задача: услышать и определить регистр, в котором звучит фрагмент (высокий, средний, низкий) и показать жестом руки.
Витас. Любая песня (запев - средний регистр, припев - высокий регистр (фальцет) Д. Кудайберген. Лебеди.
Любая запись песнопения протоиерея – низкий регистр (бас-профундо).
Таким образом, использование пения благоприятно влияет на более полное и яркое раскрытие сценического образа персонажа. Следующие средство музыкальной выразительности – это музыкально-ритмическая деятельность. При помощи подготовительных упражнений, согласованности их с характером музыки мы можем увидеть наиболее яркое выступление ребенка. Также необходимо провести беседу о персонаже, которого придется изображать, выяснить, как он двигается, затем подобрать ритмические движения, присущие данному персонажу. Прослушать несколько музыкальных фрагментов. Какому герою можно двигаться под эту музыку? Какие музыкально-ритмические движения подходят данному персонажу? (Например, Зайчик: бег на носочках, прыжки на двух ногах и на одной, хлопки, выбрасывание поочередно ног на пятку). В качестве рекомендации подбор музыки :
1. зайчик - танец “Летка-йенка”;
2. лиса - танго "Кумпорсита”;
3. медведь - любая медленная, “неуклюжая” музыка и т. д. на усмотрение педагога.
Таким образом, слушание музыки в этом разделе опять присутствует, а музыкально-ритмические движения делают сценический персонаж более выразительным.
Следующий раздел “Средства музыкальной выразительности” – это игра на музыкальных инструментах. Каждый сказочный образ не редко ассоциируется играющим на каком-либо музыкальном инструменте.
Предлагается подобрать музыкальные инструменты к образу сценического персонажа, чтобы он стал еще ярче. Для этого необходимо провести музыкально-дидактическую игру. Разделиться на три команды. Инструменты для одного или двух сказочных героев.
Например:
Первая команда: заяц - (трещотки, птичка – (колокольчик, металлофон, дудочка);
Вторая команда: медведь- (барабан, лиса – (ксилофон);
Третья команда: белка - (ложки, скорлупа от грецких орехов, волк – (литавры);
Поочередно играют на выбранных инструментах под музыку, соответствующему данному персонажу.
Как достичь, чтобы выступление ребенка, изображение какого-либо персонажа было ярким, выразительным, интересным? Для этого нужно больше играть с детьми. Ненавязчивые и интересные игры помогут “вжиться” в сценический образ, а музыкально-дидактические игры им помогают.