МААМ-картинки

Масстер-класс для коллег по применению Блоков Дьенеша

Марина Александровна Янпольская
Масстер-класс для коллег по применению Блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы

Главная задача, которую должны ставить перед собой педагоги, это развитие умственных способностей детей. Одним из методических пособий, которое хорошо подходит для реализации данной задачи являются блоки Дьенеша.

Золтан Дьенеш, всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика».

Публикация «Масстер-класс для коллег по применению Блоков Дьенеша» размещена в разделах

Логические фигуры Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими формами и размерами. В легкой игровой форме дети учатся осуществлять анализ и синтез, на основе зрительного и контактного восприятия, также у малышей развиваются внимание, память, умение работать в коллективе, самоконтроль, важные психологические процессы, творческое восприятие, а в более старшем возрасте и способность на основе примера и накопленного опыта созданию конструктивных или творческих работ. С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов. При этом благодаря игровой форме ознакомления с блоками Дьенеша решается еще одна не маловажная задача, это развитие интереса у детей к математике, что в дальнейшем при обучении в школе станет немаловажным аспектом.

Так как данная методика способствуют развитию речи, ее возможно использовать не только на занятиях по математике, но еще и физкультурных занятиях, развитии речи, конструировании, изобразительной деятельности (аппликации, а также в сюжетно-ролевых играх.

В процессе игры с блоками дети устанавливают в них различия по форме, размеру, цвету, толщине.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Так же к ним прилагаются карточки-символы, с 22 свойствами (11 карточек символов и 11 карточек отрицаний свойств, на основе которых совместно со взрослыми может проводиться тоже ряд игр для развития.

Для каждого возраста ребенка можно подобрать различные игры с блоками, учитывая уровень развития детей, поэтому их легко можно использовать уже с 2 лет.

Наиболее распространенными играми являются такие игры как:

I «Сделай картинку объемной» - детям даются картинки на которых нарисованы различные предметы, игрушки, которые можно создать из блоков в оригинальном размере, и ребенок накладывая каждую деталь на свое место, создает объемное изображение. Данная игра будет очень хороша, как раз для детей 2-3 лет.

II Для детей 3- 5 лет подойдут уже такие игры, как:

1. «Найди такую же фигуру» - детям показывается фигура, которую необходимо найти, или же ее рисуют на листе бумаги, учитывая форму и цвет блоков.

2. «Найди пару» - для каждой выложенной в ряд фигуры, ребенок должен выложить в пару рядом, такую же, но маленького размера. Для разнообразия ее можно попробовать найти все фигуры по одному свойству, как вариант, найди все красные фигуры или квадратные и т. д.

3. «Выложи дорожку» - ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или выложить фигуры разной формы.

4. «Что изменилось» - очень простая и известная всем игра на внимание. Перед малышом выкладывают 3 или 5 фигурок, разного размера, формы, цвета, дают запомнить, а затем малыш отворачивается или просто закрывает глаза. В это время взрослый убирает одну из фигур и когда ребенок открывает глаза, предлагает ему сказать, какой фигуры не достает или рисует ее на листочке. Так же для разнообразия можно просто менять местами фигурки или же добавить другую убрав одну.

5. «Третий лишний» - на картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.

5. Подвижная игра «Автомобили» - для игры понадобятся ворота (гараж), на которых наклеены геометрические фигуры, например : большой синий квадрат и маленький красный круг, такие же блоки лежат на столе. Дети выбирают понравившиеся фигуры (фигура обозначает марку машины). Пока звучит музыка, «машины» двигаются по площадке, по окончании музыки «автомобили» заезжают в свой «гараж». Или же можно использовать стульчики на которых будут приклеены, похожие на блоки фигурки и ребенок должен будет правильно сесть на тот стульчик, что и его фигура.

6. Физминутка - (Дети слушают и выполняют задания). Дружно встаньте, улыбнитесь, выше руки поднимите, а теперь их опустите и фигуры все возьмите. Влево, вправо повернулись. Сели, встали, красные – похлопали, синие -потопали, желтые – покружились. Упражнение такое: вверх - вниз потянулись. Только круглые –похлопали, квадратные – потопали, треугольные – покружились. На одной ножке поскачите. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

7. «Угости игрушку»- ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

8. «Покажи»- попросить малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

8. «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных блоков в определнной последовательности по карточке или иллюстрации-слайде. Как разновидность его «Давай украсим елочку». – Нужно выложит на елочку ряды из фигур, по определенным условиям.

9. «Угадай- ка». Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

10. Так же возможно использование игр с обручами, или просто нарисонанным кругом на листе бумаги. «Рыбки в пруду» - ребенку предлагается заранее,что все маленькие, желтые, красные блоки и т. д., выбирается какое-то одно свойство или несколько – это рыбки и их нужно «запустить в пруд» (в обруч).

III Для детей старшего возраста подходят такие игры, как:

1. «Группы» -можно нарисовать два пересекающихся круга, или же снова взять обручи и предложить ребенку разложить фигуры по одному свойству в правый круг, по другому влевый, а те которые подойдут и под одно из свойств, и под, оставить на их пересечении.

2. «Разгадывание фигуры» - ребенку преподаватель показывает или выкладывает на стол карточки-символы с рядом свойств, малыш глядя на них должен найти подходящую под описание фигуру, при этом задание может усложняться, как количеством свойств, так и тем, что под одни свойства могут подходить несколько фигур.

3. «Магазин» - На каждую игрушку, прикрепляются карточки- символы, а ребенку выдаются три разные логические фигурки – «денежки». Придя в магазин он может купить за одну денежку только одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правила можно усложнять выбором игрушки по 2, 3 свойствам.

4. «Найди свой домик»- нужно выбрать все фигуры, соответствующие данному знаку (разложить по коробкам со значками)

5. «Подбери ключ к замку»- ребенку нужно подобрать ключ к замку, опираясь на карточки- символы, при этом используется несколько свойств.

6. " Сколько? "- дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько. " За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?"(по горизонтали, "Сколько кругов?" и т. д.

7. «Помоги сказочному герою» - детям дается задание - Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:

- У Буратино оказались все синие квадраты

- Чтобы Мальвине достались все желтые

- Чтобы Пьеро достались все желтые и большие и т. д.

8. «Этажи» - детям предлагают выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Для детей старшего возраста подходят так же игры и те, которые использовались ранее, но их мы усложняем в соответствии с возрастом.

Так же для развития интереса детей, можно составлять целые сказки по блокам Дьенеша. Мне хотелось бы предложить вам такой вариант сказки, для детей старшего возраста, составленную мной.

«Сказка о царевне Марье».

(Детям необходимо помочь королевичу Ярославу, освободить царевну Марью из царства Кощея Бессмертного, правильно показывая ему блоки, и верно указывая дорогу.)

В некотором царстве, в некотором государстве, жила была царевна Марья. И краше ее не было никого на свете. Да и жених у царевны был статен и пригож – королевич Ярослав. Но случилось несчастье, налетели со всех сторон черные тучи, грянул гром и из неоткуда появился Кощей Бессмертный. Схватил он прекрасную царевну Марью и унес в невиданные края.

- Прощай, Ярослав!- прокричала царевна и бросила записку возлюбленному.

Не успел королевич опомниться, как злодей с невестой исчезли.

Развернул Ярослав листок бумаги, а на нем было написано:

«Ищи меня в царстве Кощеевом, путь твой нелегок будет, но чтобы добраться до логова злодея, тебе понадобится зеркальце волшебное. Его ты сможешь найти в ларчике, у корней яблоньки с золотыми яблоками, что растет в саду моего папеньки».

Пошел королевич к указанному месту и нашел там небольшую шкатулочку, открыл ее и обомлел.

В ларчике лежало шесть зеркал, разного цвета, формы, толщины и размера. Загоревал Ярослав:

- Как же мне отыскать нужное?- А затем снова вспомнил о записке.

На ней в самом конце были изображены пять символов…

(Детям показываются карточки-символы из блоков Дьенеша, с вот такими свойствами:

Дети, по этим свойствам, находят подходящее зеркальце и показывают его.)

Решил стряхнуть пыл с зеркальца королевич, а оно засветилось и заговорило с ним.

- Знаю твою беду, Ярослав, помогу тебе, но только будь внимательнее, ведь я буду показывать только подсказки, как были в письме царевны Марьи.

- Спасибо тебе, волшебное зеркальце. – Сказал юноша и положив его в карман, отправился в нелегкий путь.

Шел королевич целый день, устал, но нет времени для отдыха, ведь любимая в беде, и вдруг впереди него появилась развилка.

Достал он зеркальце.

- Куда же теперь? – спрашивает он у него.

- Путь к царевне лежит, по дороге, вымощенной вот таким камнем:

( Снова детям показываются карточки-символы с вот такими символами:

Дети показывают соответствующую фигуру и королевич отправляется в путь.)

Снова пустился королевич в путь, но вдруг впереди него оказалась невидимая стена, хочет он пройти да не может, не получается у него.

- Что это? – спрашивает он у волшебного зеркальца.

- Близко мы уже к царству Кощееву, это невидимый проход и открыть его можно так… Видишь у пенька лежат камушки разной формы, цвета и размера, должен ты поднять правильный, тогда невидимая стена спадет.

- Но как же выбрать правильный?

- А вот как…

( Детям опять показываются карточки-символы:

По которым они показывают нужную фигуру)

Взял нужный камень Ярослав, и стена спала, снова он направился вперед, и вот уже завиднелся замок Кощея. Быстрее припустился королевич, готовый спасти царевну Марью.

- Стой, подожди, королевич, не спеши. – Крикнуло ему зеркальце. Остановился Ярослав.

- Что такое? Вот же замок злодея, добрался я до него.

- Добраться, то ты добрался, да только хитер Кощей, так просто не отпустит Марью.

- А что же делать тогда?

- Нужно найти дуб, на том дубу висит сундук, а сундуке смерть Кощеева.

Огляделся Ярослав, а вокруг тут и там дубы растут, да еще и с разными по цвету листьями.

- А какой же дуб тот?

- На нем будут расти вот такие листочки…

И снова показало волшебное зеркальце символы.

Присмотрелся,Ярослав и нашел нужное, забрался на него, от туда он столкнул вниз сундук, но тот не раскрылся.

- Как же отрыть его? – Снова обратился королевич к волшебному зеркалу.

- Под корнями закопан ключ, но какой именно нужен тебе, ты снова должен будешь отгадать.

Достал Ярослав ключ и открыл его, а внутри лежало яйцо, хотел его королевич разбить да зеркальце не дало.

- Спрячь его в карман и иди к замку.

Так и сделал королевич, как только добрался он до замка, двери открылись сами.

Зашел Ярослав не боясь, прошел по залу, а на троне восседает Кощей Бессмертный.

- Знаю, зачем пришел, королевич, не уж то решил победить меня?- Рассмеялся злодей.

- Верни мне царевну Марью.

- Верну, если ответишь за какой она дверью, ответишь правильно, отпущу.

И тут же перед Ярославом появились двери. Подошел он к каждой, прислушался, тихо, ничего не слышно.

- Помогай мне зеркальце… - Взмолился юноша.

Показало картинку зеркальце.

Указал Ярослав на дверь, а все остальные тут же и исчезли.

Дернул он за ручку, а та не открывается.

- Отпусти, Марью.

- Нет, она моя, а ты останешься здесь навечно. – Рассмеялся Кощей и бросился на Ярослава.

А тут выхватил королевич яйцо из кармана, и занес над головой.

Как только увидел смерть свою Кощей, тут же отступил.

- Отдай, все что хочешь, сделаю для тебя. – Взмолился он.

- Отпусти нас с царевной, да и не преследуй и только тогда я оставлю на поляне у дуба яйцо.

Согласился Кощей, отпустил и Марью, и Ярослава. Ушли они и жили долго и счастливо.

Работа с блоками и логическими фигурами Золтана Дьенеша поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и подготовит детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе. Стандарт направлен на достижение следующих задач: обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). Дошкольное образование - это первая ступень к уровню общего образования.

Публикации по теме:

Использование блоков Дьенеша для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, которая связана.

«Спасение сказочных героев». Конспект занятия с использованием блоков Дьенеша Цель:развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание,.

«Занимательная математика». Перспективный план по дополнительному образованию с использованием блоков Дьенеша «Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию воспитанников 6-7 лет Пояснительная записка Направленность программы:.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе Конспект НОД по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе Воспитатель: Заиченко Е. Н. Программное содержание:.

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша «В гости к обезьянке Анфисе» .

Конспект НОД с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе «Поиграем вместе» Конспект НОД во второй младшей группе. Тема: «Поиграем вместе» Цель: Формирование первого представления о блоках Дьенеша. Задачи: Познавательные:.

Конспект ОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша Конспект проведения образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (с помощью блоков Дьенеша) Составила.

Конспект занятия «Собери картинку» с использованием Блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Тема занятия: Собери картинку. Программные задачи: продолжать развивать пространственные представления (“слева”, “справа”, “над”, “под”);.

Развитие логического мышления на основе палочек Кюизенера и блоков ДьенешаРазвитие логического мышления на основе палочек Кюизенера и блоков Дьенеша Логическое мышление — это способность и умение производить простые логические действия самостоятельно. Развитие логического мышления у.

Занятие по ФЭМП с использование блоков Дьенеша «Угощение для медвежат» Задачи: Закрепить у детей знание названия цветов, умение определять формы предметов;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Масстер-класс для коллег по применению Блоков Дьенеша
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 20:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Масстер-класс для коллег по применению Блоков Дьенеша» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна Янпольская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД