Светлана Сударкина
«Занимательная математика». Перспективный план по дополнительному образованию с использованием блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
«Занимательная математика»
Программа по дополнительному образованию воспитанников 6-7 лет
Пояснительная записка
Направленность программы: Знакомство и игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности и развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель:
развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия, повышение эффективности образования старших дошкольников в области математики, информатики и развития речи;
Публикация «„Занимательная математика“, Перспективный план по дополнительному образованию с использованием блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Темочки
развивать интерес воспитанников к математике, информатике;
создание условий для всестороннего развития детей.
Задачи
вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша и желание действовать с ними;
воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре;
Актуальность: Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности. И, действительно, в современном обществе учебная деятельность стала «второй профессией» любого человека. Она выполняется им на протяжении всей жизни и во многом определяет продвижение в основном избранном деле.
Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди педагогов и родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.
В комплекте «Блоки Дьенеша» 48 фигур четырех форм: круга, треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: красного, желтого, синего; двух размеров: маленького и большого; двух видов толщины: толстых и тонких.
Таким образом, в комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: ребенок вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Программа составлена с учетом возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет, уровня их знаний и умений.
Возраст воспитанников: 6 - 7лет
Режим: Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня по 30 - 35 минут.
Ожидаемые результаты:
• Развитие мыслительных операций и действий, таких как: сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование
• Развитие интеллектуальных процессов, и сделать их помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программой; развитие мышления, памяти.
Список используемой литературы :
1. https://www.corvet-igra.ru/biblio-14.htm
2. https://zvezdochet.dp.ua/volshebniy-sunduchok/metodiki/7-zoltan-denesh.html
3.https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839
4. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2009.
Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:
• Альбом Блоки «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.
• Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет,
• Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)
• Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)
Перспективное планирование на год по работе с блоками Дьенеша
(1раз в неделю)
№ Тема Форма проведения Цель срок
С Е Н Т Я Р Ь
1. Знакомство с логическими блоками Дьенеша. 1. Ознакомительная беседа. Внесение нового пособия (игры) в группу Познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами. 2 неделя
2. Собственно игра. Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия. Познакомить с понятиями «логический блок», «кодовая карточка», учить с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок. 3 неделя
О К Т Я Б Р Ь
2. «Найди все такие фигуры как эта по цвету и форме» (по форме и размеру, по размеру и цвету) Занятие 1. «Найди такие же фигуры как эта» по цвету и размеру; Совершенствовать умение детей сравнивать, находить из множества объектов фигуры заданного параметра (цвет-размер) 1 неделя
Занятие 2. «Найди такие же как эта» по цвету, но другой формы; Совершенствовать умение детей сравнивать, находить из множества объектов фигуры заданного параметра (цвет-форма) 2 неделя
Игровые упражнения Д/ Игра: «Цветные коврики - 2» Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. 3 неделя
Д/ Игра: «Играем с цветом» Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. 4 неделя
Н О Я Б Р Ь
3. «Цепочка» Занятие – игра.
Вариант 1. Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы; Совершенствовать навык, умение оперировать логическими способностями: от произвольно выбранной фигуры надо построить как можно более длинную цепочку. 1 неделя
Занятие – игра.
Вариант 2. Чтобы рядом не было фигур одинакового цвета;
Совершенствовать навык, умение оперировать логическими способностями: от произвольно выбранной фигуры надо построить как можно более длинную цепочку. 2 неделя
Игровые упражнения Д/ Игра: «Измерение с помощь палочки - мерки» Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать. 3 неделя
Д/ Игра: «Дополни» Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление. 4 неделя
Д Е К А Б Р Ь
4. «Второй ряд» Проблемная ситуация (вариант 1) : Построить так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другой формы (цвета, размера); Совершенствовать умение, навык выстраивать логические ряды фигур к выложенным 5-6 фигурам по предложенным вариантам
1 неделя
Проблемная ситуация (вариант 2) : Построить так, чтобы оказалась фигура той же формы, но другого размера (цвета); Совершенствовать умение, навык выстраивать логические ряды фигур к выложенным 5-6 фигурам по предложенным вариантам
2 неделя
Игровые упражнения Д/Игра «Запомни» Развивать внимание, память, наблюдательность 3 неделя
Д/ Игра: «Подбери цифру» Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление. 4 неделя
Я Н В А Р Ь
5. «Домино» Игра – соревнование с использованием фигур другого цвета и формы
Совершенствовать умение находить верный вариант для решения логической задачи. (Варианты ходов могут быть разные. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры.) 2 неделя
Игровые упражнения Д/ Игра: «Цветные числа» Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление. 3 неделя
Д/ Игра: «Магазин игрушек» Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца. 4 неделя
Ф Е В Р А Л Ь
6. «Раздели фигуры» Проблемная ситуация (вариант 1) : У мишки оказались все красные; все круглые;
Формировать навык выделять из множества предметы с заданным параметром; развивать внимание, логическое мышление. 1 неделя
Проблемная ситуация (вариант 2) : Чтобы зайцу достались все большие; все квадратные.
Формировать навык выделять из множества предметы с заданным параметром; развивать внимание, логическое мышление. 2 неделя
Игровые упражнения Д/ Игра: «Кто где живёт» Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину). 3 неделя
Д/ Игра: «Составь число» Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление. 4 неделя
М А Р Т
7. «Игра с одним обручем» Игра – затруднение: внутри обруча все красные, а вне обруча – все остальные; Формировать навык выделять из множества предметы с заданным параметром; развивать внимание, логическое мышление. 1 неделя
Игровые упражнения Д/ Игра: «Весы» Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на, меньше на, умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. 2 неделя
Д/ Игра: «Больше - меньше» Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. 3 неделя
Д/ Игра: «Найди дом для палочки» Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление. 4 неделя
А П Р Е Л Ь
8. Пространственный диктант Пространственный диктант Совершенствовать умение ориентироваться на поверхности (лист, в пространстве группы. 1 неделя
Пространственный диктант Совершенствовать умение ориентироваться на поверхности (лист, в пространстве группы. 2 неделя
Упражнения с мнемотаблицами Занятие 1. «Где чье место?» Совершенствовать умение работать с мнемотаблицами, читать их, выполнять логические задания с помощью условных карточек. 3 неделя
Занятие – закрепление «Где чье место?» Совершенствовать умение работать с мнемотаблицами, читать их, выполнять логические задания с помощью условных карточек. 4 неделя
М А Й
9. Игровые упражнения Игра «Кто быстрее соберет?» Формировать навык выделять из множества предметы с заданным параметром; развивать внимание, логическое мышление. 3 неделя
Игра – закрепление «На своё место»
Формировать навык выделять из множества предметы с заданным параметром; развивать внимание, логическое мышление. 4 неделя