Ольга Суханова
Дидактические пособия, литература, игры, помогающие в освоении грамоты детям старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс. «Дидактические пособия, литература, игры, помогающие в освоении грамоты детям старшего дошкольного возраста».
С точки зрения логопеда на работу по обучению детей грамоте, необходимо отметить, что в основе грамотного письма и чтения лежит умение ребенка различать звуки речи – фонемы. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза происходит через осознание звукового строя языка. Выполняя шаг за шагом разнообразные упражнения, ребенок учится не только слышать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные – твердые и мягкие, звонкие и глухие, соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у него развиваются речь, зрительное восприятие, внимание, он приобретает графические навыки.
Публикация «Дидактические пособия, литература, игры, помогающие в освоении грамоты детям старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Литературная деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Для проведения звукового анализа, определения заданного звука в слове логопед использует в своей работе звуковые пеналы и звуковые линейки. В старшей группе – это линейка их трех окошек (дети определяют - где слышится заданный звук в начале, в середине или в конце слова, в подготовительной группе – это линейка из десяти окошек с цифрами (дети определяют каким по счету слышится звук в слове). Так же их можно использовать как схемы, к которым нужно подобрать соответствующие картинки или слова. Дети закрепляют с их помощью понятия гласные звуки, согласные твердые и мягкие звуки. В звуковом пенале есть отделение с белыми квадратами, которые необходимы для определения количества слогов в слове.
Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте и сборник «Звуки и знаки» направлены на определение места звука в слове, определение количества звуков, количества слогов. Дети учатся заменять один звук на другой, чтобы получилось новое слово, отгадывают слова по звукам и наоборот произносят слово по звукам, добавляют или убирают звук из слова и получают новое слово. Затем дети начинают работать с деформированным слово, словами перевертышами.
Игра «Звукарики» развивает звуковой анализ, учить дифференцировать звуки, сходные по звучанию, с помощью ярких картинок и паровозиков с буквами, параллельно развивает внимание и память, умение изменять слово по падежам. На это направлено и пособие Е. Н. Косиновой.
Альбомы Л. А. Комаровой на автоматизацию звуков могут быть интересны не только логопедам, но и воспитателям. В этих пособиях ярко представлены упражнения, которые можно использовать при изучении любого звука и просто для развития речи. Это упражнения:
- Веселый паровоз (определение количества слогов в слове);
- Подбери слова-картинки на заданный слог;
- Слова рассыпались (картинка с неправильно расставленными буквами названия);
- Звуковые схемы, к которым надо подобрать картинки;
- Звуковой анализ слова (или заменить символы звуков – буквами);
- Отгадывание ребусов;
- Составление слов из рассыпанных слогов.
Учить буквы помогает разрезная азбука. Дети запоминают зрительный образ буквы, соотносят его со звуком. Любимая нашими детьми игра «Живые слоги», затем превращается в игру «Живые слова», помогают развивать звуковой анализ и синтез. Запомнить образ буквы помогает выкладывание ее из природного материала, из счетных палочек. Поиск правильно написанной буквы.
Игра «сундуки-копилки» направлена на запоминание букв, чтение слогов, слов, составление слов из слогов, решение ребусов.
Избежать дисграфии (нарушение письменной речи) помогают такие упражнения : обведи правильно написанную букву, заданную букву, слог, слово, зашумленные буквы, соотнесение буквы и слова, поиск слова среди букв, буквенные ленты.
Слоговой анализ слов с помощью разрезных картинок, количество частей соответствует количеству слогов в слове.
Работа над предложением. Включает составление предложений по схеме, разбор предложения (называем первое слово, второе слово и т. д. в предложении). Работа с деформированным предложением, распространение предложения, с составлением схемы.
У меня в группе разработаны листы с заданиями по изучаемому звуку, включающие в себя поиск заданного звука в слове—звуковой анализ, работу над графическим образом буквы, развитие зрительного восприятия. При изучении близких по звучанию звуков – задания на дифференциацию звуков.
Детям очень интересны эти упражнения, и они с интересом осваивают основы элементов грамоты. Похожие задания они выполняют дома с родителями.
Работа по обучению грамоте проводится в комплексе, так что многие из перечисленных выше заданий и упражнения я включаю в каждое свое занятие.