Надежда Федотова
Маршрут ребенка с аутистическим спектром
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей»
660125, г. Красноярск, пер. Светлогорский 15 «а», т. 253-20-85, 253-20-88
ИНН/КПП 2465149712/246501001, р/счет 40701810204071000532
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Публикация «Маршрут ребенка с аутистическим спектром» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Актуальность: Уровень усвоения программы ниже среднего по следующим областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное». Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы. Обеспечение психолога – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).
Цель ИОМ:
Освоениеобразовательной программы по образовательным областям.
устранение трудностей, сопровождающих образовательный процесс,развитие, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Задачи ИОМ:
1. Выявить особые образовательные потребности ребенка;
2. Способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования;
3. совершенствовать коммуникативные навыки.
4. развивать психические познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
5. развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
6. Осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
7. Обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;
8. Оказать методическую помощь родителям ребенка.
Индивидуальные особенности ребенка
Движения ребенка нескоординированные, неточные. Наблюдаются двигательные стереотипии в виде прыжков, кружений вокруг своей оси, ходьба на цыпочках, сопровождаемые различными гримасами. Ребенок недооценивает значения информации, исходящей от взрослого, ориентирован на собственную программу действий. Имеют место нарушения поведения. Взаимоотношения с взрослыми и сверстниками импульсивные, непредсказуемые, иногда проявляет агрессию.
Словарный запас недостаточный, механическая память развита выше нормы. Не использует в речи слова синонимы и антонимы, не владеет формами словообразования. Речь растянутая, невыразительная. Темп – замедленный, плавный, певучий; интонационно – громкий. Ребенок часто декларирует стихи и отрывки из художественных произведений. Художественные произведения воспроизводит механически, не понимая смысла текста. Не может ответить на поставленные вопросы по данному произведению.
Диагностические данные на ребенка
Педагогическая диагностика показала:
- темп выполнения заданий очень низкий;
- низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
- низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития;
- мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать и обобщать;
- ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
Не устанавливает причинно-следственные связи, при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец.
- нуждается в постоянной помощи взрослого.
Форма реализации ИОМ:
основная форма занятий – индивидуальные. Продолжительность каждого занятия от 15 до 20 минут.
Формы работы с семьей: консультации, индивидуальные беседы, консультирование (на сайте учреждения в разделе «вопрос-ответ», обмен опытом взаимодействия с ребенком.
Сроки реализации
1. Организационно-теоретический
- анализ ситуации
- организация работы
- изучение методической литературы
- разработка индивидуального маршрута
2. Практический
- работа по ИОМ
3. Аналитический
Май
- диагностика
- внесение изменений и дополнений в ИОМ для работы в будущем.
Предполагаемый результат:позитивная динамика в личностном развитии ребенка (повышение уровня социальной и коммуникативной компетентностей, повышение уровня самооценки.
• Разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
• Объединять разделенные анализом с выявлением при этом существенных связей.
• Сопоставлять предметы и явления, при этом обнаруживать их сходство и различия.
• Объединять предметы по общим существенным признакам.
• Повышения уровня распределения внимания.
• Развитие слухового внимания.
• Эмоции ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции.
• Эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации.
• Изменение характера рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок)
• Развитие коммуникативной потребности
• Обогащенный словарный запас, соответствующий возрасту.
• Сформирована устойчивая положительная мотивация к обучению.
создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС
Срок реализации 1 год
Проблема Цель и задачи работы Содержание коррекционно-развивающей работы
Развитие высших психических функций:
1. Мышление
2. Внимание
3. Память Цель: выработка стремления ребенка к мыслительной деятельности.
Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение)
Цель:развитие свойств и произвольности внимания ребенка.
Задачи: повысить уровень произвольного внимания, формирование концентрации внимания; развитие способности к переключению внимания; воспитывать самоконтроль у ребенка.
Цель: выработка стремления ребенка к систематическому и целенаправленному овладению знаниями и навыками.
Задачи: развивать образную память; формировать предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность. 1. Интеллектуальные упражнения на нахождение общих признаков предмета.
2. Игры и упражнения на исключение лишнего и объединения предметов по признаку.
Упражнения на развитие концентрации внимания (постепенное усложнение заданий)
- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,
- «Четвёртый лишний»,
- «Найди отличия».
- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»
- «Как это можно использовать?»,
- «Скажи наоборот»,
- «Бывает – не бывает»,
- Загадывание загадок и т. д.
3. Стимулировать желание работать (соревнования)
4. Развитие переключения и устойчивости внимания (пазлы, конструктор и т. д.)
5. Развивающие игры:
«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т. д.);
- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);
- - «Найди отличия»,
- «Что неправильно?»,
- «Что задумал художник?»,
- «Что не дорисовано?»
- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и т. д.
- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,
- «Найди пару», «Найди такой же».
- «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается,
- «Копирование образца»,
- «Найди такой же предмет»,
- «Рисую палочки»,
- «Расставь значки» и т. д.
8. Организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
9. Визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем);
10. Многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;
11. Определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением
- игровые задания «Чудесные слова», Чего не стало, "Найди сам", Слушаем и рисуем, Прогулка в картинках, Разрезанные картинки, Какой игрушки не хватает, Где спрятана игрушка, «Найди предмет», «Забывчивый художник», «Магазин» и т. д.
Эмоционально-волевое развитие Цель: развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у ребенка-инвалида.
Задачи: познакомить ребенка с эмоциями; научить понимать свои чувства и чувства других людей; развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать. 1. Беседы (знакомство с миром эмоций).
2. Чтение художественной литературы.
3. Выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
4. Имитационные игры.
5. Подвижные игры.
6. Контактные игры.
7. Объединяющие игры.
8. Этюды
Речевое развитие Цель: выработка стремления ребенка к коммуникативной деятельности.
Задачи: развиватьпонимания речи; активизировать речевую деятельность и развивать лексико-грамматические средства языка; развиватьфразовую речь. 1. Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса.
3. Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры.
6. Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Мотивация к обучению Цель: создание и стимулирование мотивационной деятельности
Задачи: формироватьустойчивую положительную мотивацию к учебной деятельности; вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. 1. Дидактические, сюжетно-ролевые игры
2. Наглядность
3. Творческие работы по лексическим темам
4. Научно-исследовательская деятельность
Познавательное развитие (ФЭМП) Цель: выработка стремления ребенка к систематическому и целенаправленному овладению знаниями и навыками.
Задачи:
• Знакомить с параметрами величины предметов (длина, высота, ширина, толщина) и способами сравнения объектов по величине в процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем наложения и приложения).
Обозначить словом результаты своих действий.
• Показывать образование чисел в пределах 10. Знакомить с цифрами от 1 до 10. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа.
• Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения.
• Формировать представление о независимости числа от пространственного расположения элементов множества и величины. Формировать понимание количественного ипорядкового значения числа.
• Развивать элементарные пространственные ориентировки (вперед-назад, вверх-вниз, далеко-близко). Способствовать пониманию пространственных характеристик.
• Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга, используя соответствующие грамматические формы. «Что длиннее»,
«Найди игрушки»,
«Выше-ниже»,
«Скажи наоборот»,
«отгадай чего не стало»,
«Шире – уже»,
«Толстый –тонкий».
Д/ И:«Разноцветные шарики»,
«Подумай и ответь»,
«Что бывает по четыре»,
«Сколько всего»,
«Назови цифру»,
«Что бывает по 5»,
«Отсчитай столько же».
Д/ И: «Найди круг»,
«Что бывает такой формы»,
«Найди похожее»,
«Найди треугольник»,
«Волшебный мешочек».
Д/ И: «Где правая, где левая»,
«Что, где?»,
«Кто первый назовёт»,
«На, над, под»
Д/ И: «Что за чем?»,
«Когда это бывает?»,
«Назови пропущенное слово».
Развитие и совершенствование двигательной активности 1) кинезиологические (стимулируют развитие интеллектуальных и мыслительных процессов);
2) имитационные (способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого);
3) танцевально-двигательные (развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение, эффективно решают задачи снятия психоэмоционального напряжения);
4) релаксационные и дыхательные (снимают характерное для детей чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе)
Развитие мелкой моторики Цель:
Развитие мелкой моторики рук и графических навыков Обводка, штриховка по трафаретам (по лексическим темам).
Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с буквами.
Использование массажных упражнений.
Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
Использовать кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
Самомассаж пальцев и кистей рук»
Художественно эстетическое развитие Задачи:
Развивать конструктивно модельную деятельность
• Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластины, кирпичик, брусок). Учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
• Развивать умение анализировать образец по стройке: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытия, крыша).
• Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине).
• Развивать представления об архитектурных формах.
Деревянный конструктор Лего Вкладыши «Юный архитектор» «Старинный замок» Конструирование по образцу Конструирование по заданной теме Конструирование по собственному замыслу
Упражнения на усвоение пространственных понятий
«справа-
слева», «ближе-дальше», «впереди-сзади» : «Где, что находится?», «Где ты спрятался?», «Куда спряталась игрушка»,
«Найди такую же картинку» и др.
Работа с иллюстрацией «Ракета» (других предметов).
Конструирование ракеты по выбору.
Моделировать из «Конструктора» заданную ракету, затем придумать свои модели.
Игра «Построй такую же».
Д/ И: «Построим дом».
«Нарисуй пятнышки на жирафе» «Нарисуй для коровушки много травки» «Дорисуй котятам усы» «Нарисуй ежику иголки
Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков).
Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
Изготовление поделок из природного материала.