Светлана Попова
Конспект тренингового занятия «Манипуляции в педагогическом общении»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение репертуара приемов эффективного общения.
Задачи:
1. Расширение объема психологических знаний об общении.
2. Научить участников тренинга распознавать различные типы манипуляции, с которыми можно столкнуться в педагогической практике.
3. Стимулировать педагогов к использованию новых приемов и методов общения в педагогической практике.
4. Способствовать психоэмоциональному расслаблению.
Публикация «Конспект тренингового занятия „Манипуляции в педагогическом общении“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Материалы: запись спокойной мелодии, листы А4, карандаши и ластики
Ход занятия
Вступительная часть
Приветствие
Разогрев
Упражнение «Удержи полет» (К. Фопель) (10 минут)
Каждый игрок громко произносит свое имя и при этом удерживает вращающийся обруч.
Материалы: Хула-хуп.
1. Группа собирается в круг; каждый игрок становится позади своего стула. Ведущий выходит с обручем на середину и начинает крутить его на руке.
2. Цель игры: хула-хуп должен всегда оставаться в воздухе. Один за другим все выходят на середину, чтобы поддержать вращение обруча. Тот, кто побывал в центре круга, садится на свой стул.
3. Каждый, кто вновь начинает крутить обруч, одновременно с этим громко произносит свое имя, а затем имя другого участника, который должен будет подхватить эстафету и не дать обручу упасть.
4. Когда каждый участник побывает в центре, не уронив обруча, и все снова сядут в круг, игра заканчивается. Все благодарят друг друга аплодисментами.
Рефлексия.
- Какой смысл этого упражнения?
Основная часть
Сообщение темы занятия
. Мини-лекция «Манипуляции»
МАНИПУЛЯЦИИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
И СПОСОБЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ИМ
Современные английские словари синонимов приводят такие значения: для термина «манипулировать» — управлять, использовать, контролировать, оперировать и др. (English Thesaurus, 2001); для понятия «Манипулятор» — человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми (Dictionary of Contemporary English, 2003).
Е. В. Сидоренко (2001) отмечает, что манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.
Использование манипуляций взрослыми и детьми может объясняться различными причинами:
слабостью (многие боятся честной открытой стратегии);
неверием в действенность просьбы;
неверием в действенность убеждения;
стремлением к одностороннему выигрышу;
привычкой манипулировать.
Поскольку в педагогической практике довольно часто встречаются случаи манипулирования со стороны детей, родителей и самих педагогов, желательно уметь распознавать этот деструктивный способ влияния и противостоять ему.
Среди признаков манипуляций можно назвать такие, как:
психологическое воздействие;
отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
стремление получить односторонний выигрыш;
скрытый характер воздействия;
использование силы, игра на слабостях (Сидоренко Е. В., 2001).
Для манипулятора несущественно, какой человек перед ним: добрый или злой. Для него важно, как можно использовать эти качества в своих интересах.
В. А. Соснин, П. А. Лунев (1996) выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:
Провоцирование ваших защитных реакций.
Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.
Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.
Игра на вашей нетерпимости — «висящая морковка».
Игра на вашем чувстве безысходности.
Игра на чувстве жадности.
Использование запланированных «трудных» уступок.
Намеренное затягивание времени обсуждения.
Провоцирование вашего интереса к партнеру «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее.
Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:
1. Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.
2. Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.
3. Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.
4. Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за не выполняли всю работу, потому что он беспомощен.
5. Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.
6. Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.
7. Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.
8. Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.
Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.
В российской системе образования, как правило, наиболее часто встречающиеся типы манипуляторов — это «диктатор», «тряпка», «прилипала», «судья» и др. Для того чтобы не попадаться на удочку манипуляторам, желательно знать их характерные черты и основные типы манипуляций.
Упражнение «Манипуляции» (Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс)
Группа делится на подгруппы по три-четыре человека (желательно, чтобы число участников в каждой подгруппе было одинаковым). Затем каждая подгруппа просматривает таблицу (см. главу «Конфликты») и обсуждает, какие типы манипуляций встречаются в общении педагога с родителями часто, а какие — редко.
После того как подгруппы составят списки наиболее часто встречающихся манипуляций, каждый участник вспоминает случай из своей практики или из практики своих коллег, иллюстрирующий один из типов, отмеченных в списке. Затем каждый участник подгруппы (по очереди) рассказывает свою ситуацию, а остальные внимательно слушают и пытаются определить тип манипуляций и ответить на вопрос: «На-сколько эффективны были действия педагога и что можно было сделать лучше?»
Проходит в кругу. Участники зачитывают свои списки и вырабатывают стратегии поведения в наиболее типичных для педагогического общения ситуациях.
На составление списка манипуляций можно отвести 10-20 минут, а на рассказы участников — до 35 минут, на обсуждение каждого случая — до 3-5 минут.
Упражнение «Колобок и лисица» (Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс)
Участники делятся на 3-4 группы, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5-10 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие приемы были удачно использованы Колобком.
При обсуждении упражнения группа делает вывод о том, какие способы противостояния манипуляции чаще всего использовались при выполнении задания, что преобладает в их личных стратегиях, какие приемы и по какой причине используются крайне редко.
Заключительный этап
Релаксация «Море»
Рефлексия
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Какие чувства возникали?
- Какие мысли были?
- Что захотелось сделать?
ЛИТЕРАТУРА
1. Монина Г. Б., Лютова – Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. СПб, Речь. 2010.
2. Фопель К. Психологические группы. М., Генезис, 2013.
3. Щербакова Т. Н., Скрипкина Т. П. Тренинг коммуникативной компетентности для учителей. Ростов-на-Дону, 2008.