МААМ-картинки

Конспект тренингового занятия «Манипуляции в педагогическом общении» (1 фото)

Светлана Попова
Конспект тренингового занятия «Манипуляции в педагогическом общении»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект тренингового занятия «Манипуляции в педагогическом общении»

Цель: расширение репертуара приемов эффективного общения.

Задачи:

1. Расширение объема психологических знаний об общении.

2. Научить участников тренинга распознавать различные типы манипуляции, с которыми можно столкнуться в педагогической практике.

3. Стимулировать педагогов к использованию новых приемов и методов общения в педагогической практике.

4. Способствовать психоэмоциональному расслаблению.

Публикация «Конспект тренингового занятия „Манипуляции в педагогическом общении“» размещена в разделах

Материалы: запись спокойной мелодии, листы А4, карандаши и ластики

Ход занятия

Вступительная часть

Приветствие

Разогрев

Упражнение «Удержи полет» (К. Фопель) (10 минут)

Каждый игрок громко произносит свое имя и при этом удерживает вращающийся обруч.

Материалы: Хула-хуп.

1. Группа собирается в круг; каждый игрок становится позади своего стула. Ведущий выходит с обручем на середину и начинает крутить его на руке.

2. Цель игры: хула-хуп должен всегда оставаться в воздухе. Один за другим все выходят на середину, чтобы поддержать вращение обруча. Тот, кто побывал в центре круга, садится на свой стул.

3. Каждый, кто вновь начинает крутить обруч, одновременно с этим громко произносит свое имя, а затем имя другого участника, который должен будет подхватить эстафету и не дать обручу упасть.

4. Когда каждый участник побывает в центре, не уронив обруча, и все снова сядут в круг, игра заканчивается. Все благодарят друг друга аплодисментами.

Рефлексия.

- Какой смысл этого упражнения?

Основная часть

Сообщение темы занятия

. Мини-лекция «Манипуляции»

МАНИПУЛЯЦИИ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

И СПОСОБЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ИМ

Современные английские словари синонимов приводят такие значения: для термина «манипулировать» — управлять, использовать, контролировать, оперировать и др. (English Thesaurus, 2001); для понятия «Манипулятор» — человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми (Dictionary of Contemporary English, 2003).

Е. В. Сидоренко (2001) отмечает, что манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.

Использование манипуляций взрослыми и детьми может объясняться различными причинами:

слабостью (многие боятся честной открытой стратегии);

неверием в действенность просьбы;

неверием в действенность убеждения;

стремлением к одностороннему выигрышу;

привычкой манипулировать.

Поскольку в педагогической практике довольно часто встречаются случаи манипулирования со стороны детей, родителей и самих педагогов, желательно уметь распознавать этот деструктивный способ влияния и противостоять ему.

Среди признаков манипуляций можно назвать такие, как:

психологическое воздействие;

отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;

стремление получить односторонний выигрыш;

скрытый характер воздействия;

использование силы, игра на слабостях (Сидоренко Е. В., 2001).

Для манипулятора несущественно, какой человек перед ним: добрый или злой. Для него важно, как можно использовать эти качества в своих интересах.

В. А. Соснин, П. А. Лунев (1996) выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:

Провоцирование ваших защитных реакций.

Провоцирование вашего замешательства, дезориентации.

Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество.

Игра на вашей нетерпимости — «висящая морковка».

Игра на вашем чувстве безысходности.

Игра на чувстве жадности.

Использование запланированных «трудных» уступок.

Намеренное затягивание времени обсуждения.

Провоцирование вашего интереса к партнеру «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее.

Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:

1. Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.

2. Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.

3. Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.

4. Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за не выполняли всю работу, потому что он беспомощен.

5. Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.

6. Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.

7. Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.

8. Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.

Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.

В российской системе образования, как правило, наиболее часто встречающиеся типы манипуляторов — это «диктатор», «тряпка», «прилипала», «судья» и др. Для того чтобы не попадаться на удочку манипуляторам, желательно знать их характерные черты и основные типы манипуляций.

Упражнение «Манипуляции» (Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс)

Группа делится на подгруппы по три-четыре человека (желательно, чтобы число участников в каждой подгруппе было одинаковым). Затем каждая подгруппа просматривает таблицу (см. главу «Конфликты») и обсуждает, какие типы манипуляций встречаются в общении педагога с родителями часто, а какие — редко.

После того как подгруппы составят списки наиболее часто встречающихся манипуляций, каждый участник вспоминает случай из своей практики или из практики своих коллег, иллюстрирующий один из типов, отмеченных в списке. Затем каждый участник подгруппы (по очереди) рассказывает свою ситуацию, а остальные внимательно слушают и пытаются определить тип манипуляций и ответить на вопрос: «На-сколько эффективны были действия педагога и что можно было сделать лучше?»

Проходит в кругу. Участники зачитывают свои списки и вырабатывают стратегии поведения в наиболее типичных для педагогического общения ситуациях.

На составление списка манипуляций можно отвести 10-20 минут, а на рассказы участников — до 35 минут, на обсуждение каждого случая — до 3-5 минут.

Упражнение «Колобок и лисица» (Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс)

Участники делятся на 3-4 группы, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5-10 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие приемы были удачно использованы Колобком.

При обсуждении упражнения группа делает вывод о том, какие способы противостояния манипуляции чаще всего использовались при выполнении задания, что преобладает в их личных стратегиях, какие приемы и по какой причине используются крайне редко.

Заключительный этап

Релаксация «Море»

Рефлексия

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Какие чувства возникали?

- Какие мысли были?

- Что захотелось сделать?

ЛИТЕРАТУРА

1. Монина Г. Б., Лютова – Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. СПб, Речь. 2010.

2. Фопель К. Психологические группы. М., Генезис, 2013.

3. Щербакова Т. Н., Скрипкина Т. П. Тренинг коммуникативной компетентности для учителей. Ростов-на-Дону, 2008.

Публикации по теме:

Консультация «Музыка в общении с ребенком» «Музыка в общении с ребенком» Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно.

Конспект сценария тренингового занятия для педагогов «Общение в конфликтных ситуациях» Конспект сценария тренингого занятия Тема: «Общение в конфликтных ситуациях» Цель: представление возможности участникам тренинга получить.

Безопасность при общении с бродячими животными ЖИВОТНЫМИ Из-за безответственности человека на улицах города оказываются в основном кошки и собаки. Люди берут щенка или котенка, на поиграть.

Конспект занятия «Безопасность в общении»Конспект занятия «Безопасность в общении» Безопасность в общении. Ты и старшие дети. Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с нетактичным поведением старших детей,.

Правила этикета при общении с Людьми с ИнвалидностьюПравила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Долгое время в нашей стране, не было правил культурного общения с инвалидами, скажу.

Консультация «Компетентность педагога в общении с родителями» Ведущая роль в организации взаимодействия с родителями дошкольников принадлежит воспитателю. От него зависит установление партнерских отношений.

Конспект НОД с элементами театрализации в подготовительной группе «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми» Конспект НОД по «Социально-коммуникативному развитию» с элементами театрализации в подготовительной группе. «Правила поведения при общении.

Конспект тренингового занятия с подростками по профилактике курения: «Курить или не курить? Вот в чём вопрос…» Цель: профилактика табакокурения и пропаганда здорового образа жизни. Задачи: - закрепить знания о вреде курения и о его негативном влиянии.

Конспект тренингового занятия «Счастливое родительство» ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЧАСТЛИВОЕ РОДИТЕЛЬСТВО» Цель: профилактика проблем во взаимоотношениях родителей и детей, преодоление проблем в.

Тренинг «Воспитатель в общении с родителями» Упражнение «Салфетка» Каждый участник берет столько салфеток, сколько захочет. Потом он делает столько комплиментов любому участнику тренинга,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект тренингового занятия «Манипуляции в педагогическом общении»
Опубликовано: 17 мая 2019 в 15:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект тренингового занятия «Манипуляции в педагогическом общении»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД