Лейла Бабаева
Конспект сценария тренингового занятия для педагогов «Общение в конфликтных ситуациях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект сценария тренингого занятия
Тема: «Общение в конфликтных ситуациях»
Цель: представление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Длительность: 90 минут
Характеристика группы: 16 человек (педагогический коллектив)
Место проведения: школьный кабинет
Публикация «Конспект сценария тренингового занятия для педагогов „Общение в конфликтных ситуациях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Задачи тренинга.
-проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;
-показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;
-показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.
Перечень заданий.
Вводная часть
Упражнение «Паутинка добра»,«Синонимический ряд»,«Лес ожиданий».
Основная часть:
Упражнение «Лодка»,«Стол переговоров».
Заключительная часть:
Упражнение «По порядку»,«Обратная связь.
Ход мероприятия
l Вводная часть
Вступительное слово тренера (2 минуты)
Добрый день уважаемые педагоги! Мне очень приятно видеть вас здесь, я рада встрече с вами. Надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность. Тема нашего сегодняшнего тренинга «Общение в конфликтных ситуациях». Мы собрались здесь с целью получения опыта конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Упражнение "Паутинка добра" (Приветствие)
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения позитивно относиться друг к другу.
Время: 5 мину
Инструкция:
Сейчас каждый член группы должен поздороваться с каждым, продолжив начало фразы "Мне нравится в тебе. " или "Мне нравится, что ты. " добавив к ним свое содержание. Очень важно, чтобы вы обращались к друг другу по имени и говорили искренне и от души. Передвигаться можно свободно.
Рефлексия:
Что Вы испытывали, когда Вас приветствовали?
Что было легче принимать приветствие или самому приветствовать?
Упражнение «Синонимический ряд»
Цель: раскрытие сути «конфликта»
Время: 10 минут
Оборудование и материалы: листочки с номером группы, 4 листа со словом «конфликт», фломастеры (достаточно 4 любых цветов на группу)
Инструкция:
Сейчас мы с вами разделимся на 4 группы (получается по 4 человека). Для этого достаньте каждый себе по листочку (тренер подносит чашу с листочками, там написан номер группы. Соответственно этих номеров объединитесь в группы и займите каждая свой стол (указать на столы с номерами).
Вы получили лист со словом «конфликт». К каждой букве вам нужно составить список слов, так или иначе отражающих суть конфликта. У вас есть 3 минуты. Каждая группа должна составить максимальное количество слов.
Теперь мы с вами зачитаем варианты каждой группы, начиная с первой буквы.
Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Рефлексия:
Была ли для Вас какая-то информация новой?
Со всеми ли характеристиками, которые прозвучали, Вы согласны?
Что для Вас осталось непонятным?
Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы обсудить эту довольно острую и щепетильную тему! Думаю, что каждый из вас хотя бы раз в жизни сталкивался с конфликтом. В жизни очень важным умение является плодотворное решение конфликтных ситуаций.
Упражнение "Лес ожиданий"
Цель: выявление ожиданий участников относительно результатов тренинга.
Время:5 минут.
Оборудование и материалы: лист ватмана с аппликациями деревьев (по числу участников, цветные стикерсы.
Инструкция:
Сейчас на цветных листочках я предлагаю вам записать свои ожидания от нашего тренинга, а затем эти листочки наклеить на любое из деревьев, подписав под ним свое имя.
Тренер быстро просматривает записи и сообщает группе обобщенный вариант ожиданий, дает комментарий к ним.
ll Основная часть
Для того, чтобы «грамотно» решать проблемные ситуации необходимо активизировать свою мыслительную деятельность на неоднозначное понимание условий задачи и возможность нестандартного ее решения. И сейчас мы с вами в этом потренируемся.
Упражнение «Лодка»
Цель: формирование умений анализировать условия проблемы.
Время: 10 минут.
Оборудование и материалы:
Инструкция:
Вы уже разбиты на группы, так же мы с вами и продолжаем работать. Очень важно здесь быть внимательными к условиям!
Итак, задание! К реке подошли двое и просят лодочника переправить их на другую сторону реки. Лодочник соглашается, но с двумя условиями:
1. в лодке должно быть не более одного человека;
2. лодка должна быть ему возвращена обратно.
Вам нужно, посовещавшись, предложить как можно больше различных вариантов (принимаются все варианты, даже самые фантастические). На обдумывание решений у вас есть 5 минут.
Заслушиваются предложения всех групп.
Мы идем на конфликт тогда, когда не видим верных решений. Между тем, чтобы решить задачу, необходимо внимательно проанализировать её условия и тогда рациональные решения обязательно будут. Например, в условиях ситуации, которую мы разбирали, не были ограничены параметры времени, пространства, других вариантов преодоления реки без лодки одним из путешественников. К лодочнику вообще могли подойти двое человек и собака. Человек высказал просьбу словами, а собака погавкала. И тогда ограничения лодочника, выраженные требованием, чтобы в лодке ехали не более двух человек, собаку никак не касается. Задача решается легко и имеет множество решений, как и любая конфликтная ситуация.
Рефлексия:
Что важного вы почерпнули из данного упражнения?
Какие сложности возникали в ходе принятия решения?
Упражнение "Стол переговоров"
Цель: формирование умений принятия группового решения в конфликтных ситуациях
Время: 40 минут.
Оборудование и материалы: карточки с игровыми целями
Инструкция:
Организационные моменты: участники разбиты на 4 группы. Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг другу. В центре зала кругом стоят восемь стульев. Каждой группе выдается карточка с игровой целью.
Игровые цели:
1. Вы считаете, что необходимо построить корабль.
2. Вы считаете, что необходимо построить дом.
3. Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выбираться с острова группами отдельно.
4. Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и ждать помощь с суши.
5. Вы считаете, что надо разжечь по всему острову сигнальные костры.
6. Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от цивилизации.
7. Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться.
8. Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему решению.
9. Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на остров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться.
Игра проводится в 6 этапов. Первый, третий, пятый этапы - обсуждение тактики переговоров в группах: второй, четвертый, шестой этапы - "стол переговоров" (по одному участнику от каждой группы садятся в центре зала на стулья).
Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты. Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время переговоров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом переговоров».
Инструкция:
Мы продолжаем работу в группах. Сейчас вам нужно представить ситуацию : вы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель которого – определить, как вам выжить на острове. А вот и мнения, которые у всех различаются (чаша с листочками - игровыми целями, нужно взять один листочек, о вашей цели «громко не кричим», ее должны знать только участники вашей команды. У вас есть 2 минуты для обсуждения аргументов.
Теперь вы должны встретиться за «столом переговоров», один участник из команды.
Цель ваших переговоров - прийти к общему решению.
После игры участники каждой группы знакомят других участников со своей игровой целью.
Рефлексия:
Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?
Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?
Как проходило обсуждение во время «стола переговоров»?
Как вели себя участники во время «стола переговоров»?
Какие трудности испытывали при выработке общего решения?
Как участники пришли к общему решению? (Что помешало участникам придти к общему решению)
Как надо принимать коллективные решения?
Какой опыт вынесли из игры?
lllЗаключительная часть
Упражнение «По порядку»
Цели: снятие усталости; повышение эмоционального тонуса; развитие социальной перцепции.
Время: 5 минут.
Инструкция:
Уважаемы коллеги сейчас, не разговаривая друг с другом, вам нужно по моей команде встать: по росту; по цвету волос (от самых светлых, к самым темным); по месяцам и дням рождения; по ширине бедер; по шершавости ладоней; по цвету глаз; по длине пальцев рук.
Упражнение «Обратная связь»
Цель: получение обратной связи от участников тренинга.
Время: 10 минут.
Инструкция:
Вам нужно подойти к плакату «Лес ожиданий». По желанию, каждый, при наличии ощущения, что он «подрос» на тренинге, может увеличить размер своего дерева (дорисовать вверх). Если у кого-то возникли еще какие-то ожидания, то он их может дописать на своем листке (или наклеить еще один листок с пожеланиями).
Рефлексия:
Что для вас сегодня было интересным, а какую информацию вы считаете менее актуальной?
Какие трудности у вас возникали в ходе работы?
Мне было очень приятно сегодня с вами поработать, надеюсь мы еще раз с вами встретимся! Давайте скажем друг другу «спасибо»!