Светлана Платонова
Консультация «Компетентность педагога в общении с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая роль в организации взаимодействия с родителями дошкольников принадлежит воспитателю. От него зависит установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; создание атмосферы взаимопонимания; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Успешное решение воспитателем вышеперечисленных задач требует от него владения определенным набором качеств, являющихся составной частью профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Профессиональная компетентность педагога -интегративное,многокомпонентное явление, показатель профессионализма и мастерства.
Публикация «Консультация „Компетентность педагога в общении с родителями“» размещена в разделах
Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение,которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также наличие устойчивой системы ценностных ориентаций, владение знаниями о семье, психолого -педагогическими знаниями, навыками организации общения с родителями. Основой же профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников являются такие профессионально значимые качества-как гуманистическая направленность, эмпатичность, рефлексивность, эмоциональная устойчивость и педагогическая гибкость
Педагогическая эмпатия проявляется в умении педагога мысленно поставить себя на место родителя дошкольника, проникнуться его психическим состоянием, понять, проявить сочувствие.
Достижение высокого уровня эмпатийности возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия отношения с людьми,т. е. если у него развита рефлексия. Рефлексивность находится в тесной связи с эмпатичностью, эмоциональной устойчивостью и гибкостью педагога, что в совокупности обеспечивает активный поиск новых видов взаимодействия эффективного решения проблем, связанных с воспитанием дошкольников и общением с родителями.
Анализ исследований и собственный опыт позволяют выделить критерии для определения уровня профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников :
признание роли родителей в воспитании детей как полноценных партнеров;
стремление к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им психолого- педагогической помощи в вопросах воспитания дошкольников;
владения профессиональными знаниями о специфике семейного воспитания,методах изучения семьи образовательных потребностей родителей;
понимание истинных запросов родителей при организации общения с ними;
умение планировать беседы, подбирать необходимую информацию,традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
высокий уровень развития коммуникативных навыков;
Устойчивая потребность в самосовершенствования в сфере общения с родителями в профессиональной деятельности в целом.
В нашем саду систематически проводятся разнообразные мероприятия :педагогические советы, тематические консультации, лекционные занятия,семинары-практикумы, тренинги,круглые столы и мастер-классы. А также ежегодно разрабатывается и реализуется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Важными задачами общения педагога с семьей являются следующие задачи: раскрыть перед родителями важные стороны развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства ;дать родителям информацию и поддержать их интерес в её получении.