Получи документы

Тренинг «Воспитатель в общении с родителями»

Елена Качева
Тренинг «Воспитатель в общении с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Упражнение «Салфетка»

Каждый участник берет столько салфеток, сколько захочет. Потом он делает столько комплиментов любому участнику тренинга, сколько у него салфеток, при этом отдает свои салфетки, кому сделан комплимент.

Домашнее задание

Каждый воспитатель высказывает свои трудности при общении с родителями.

Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин) - Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. - Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются). «Трудные» родители : •Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка : «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным. Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение). На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Публикация «Тренинг „Воспитатель в общении с родителями“» размещена в разделах

Мозговой штурм

Составляем список качеств, важных для эффективного общения с родителями.

Упражнение «Поймите меня правильно»

Цель: отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».

Содержание: перед началом упражнения тренер сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «адвокат» на практике. Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина — воспитателей детских садов. Группа станет разыгрывать различные ситуации. Родитель придет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит. Далее тренер разбирает одну-две ситуации вместе с группой. Например, родитель приходит к воспитателю и жалуется : «Мой ребенок плохо себя ведет и не имеет в группе друзей, поэтому он не хочет ходить в садик». В ответ на это воспитатель может сказать : «Я считаю, что он плохо себя ведет по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на занятиях?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может вести себя лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.».

Позиция «адвокат» 1. Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи. 2. Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Позиция «прокурор» 1. В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе. 2. Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления, с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (учителем или воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тренер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень различных ситуаций представлен после упражнения.

ОБРАЗЦЫ СИТУАЦИЙ К УПРАЖНЕНИЮ «ПОЙМИТЕ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО» Медицинская сестра вчера сделала укол моему ребенку, после этого он отказывается идти в детский сад, я хочу пожаловаться заведующей. ---

Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который считает, что я ее балую. Я с ним не согласна. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать. ---

Я хотела бы, чтобы моя дочка стала балериной, но пока она немного полновата, не могли бы вы давать ей на обед только первое? ---

Мой ребенок постоянно мне грубит, я с ним не справляюсь. Может быть, мне его припугнуть? --- ---

Мой ребенок не любит посещать детский сад, потому что ему не нравится, как здесь кормят. ---

Мой сын, ему уже 3 года, сказал, что вы, Мария Ивановна, ударили его во время тихого часа тряпкой по шее.

Обсуждение: в процессе обсуждения тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос? Методические рекомендации: при выполнении упражнения некоторые слушатели замечают, что иногда бывает легче ответить собе- седнику в повествовательной форме, чем сформулировать вопрос. На практике педагоги могут применять эти два стиля в обеих формах (в вопросительной и утвердительной). На тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.

Теоретическое отступление техника "Я-высказывание" - с одной стороны очень простая, а с другой - не так часто используемая в речи конструкция. Почему? Возможно, в силу того, что про эту технику не все знают. Разберемся, что к чему.

"Я- высказывание" передает другому человеку ваше безоценочное отношение к определенному предмету, событию, ситуации.

Алгоритм "я-высказывания"

1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что.», «Когда это происходит.»).

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую.», «Я огорчаюсь.», «Я не знаю, как реагировать.»).

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось.»).

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так.», «В следующий раз сделай.»)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

Формула

Ситуация + Я - чувство + Объяснение

Сейчас мы с вами разберем на примере:

«Ты - высказывание» / «Я - высказывание»

Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Образцы «Ты высказываний» : превратите их в я высказывания

Ваш ребенок плохо себя ведет –

Ваш ребенок не спит в тихий час –

Вы все время опаздываете на зарядку –

Ваш ребенок кусается –

Ваш ребенок не усваивает программу –

Заключение.

Публикации по теме:

Тренинг для педагогов ДОУ «Формы взаимодействия с родителями» Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: • Актуализировать.

Безопасность в общении с незнакомцамиБезопасность в общении с незнакомцами Цель: ознакомление детей с основами безопасности при общении с незнакомцами. Программное содержание: Образовательные: сформировать умения.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Тренинг с родителями ясельных групп «Мой ребенок идет в детский сад» Тренинг с родителями ясельных групп "Мой ребенок идет в детский сад" Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах.

Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе на 2018–2019 год Сентябрь № Форма работы Цель Ответственные 1 «Для вас родители»! (режим дня, сетка занятий.) Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Тренинг для молодых педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с родителями. Задачи: 1. Актуализировать существующие.

Тренинг «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями» «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ» Продолжительность.

Тренинг «Искусство быть родителями» Цель: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества в системах взрослый-взрослый, взрослый-ребенок. Задачи:.

Тренинг с родителями «Мама + Я»Тренинг с родителями «Мама + Я» Тренинг для родителей I младшей группы № 6 «Мама + Я» Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие.

Тренинг с родителями «Влияние родительских установок на развитие детей» Цель: расширение психологической компетентности родителей в области влияния родительских установок на развитие детей. Задачи: знакомство.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тренинг «Воспитатель в общении с родителями»
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 12:37
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг «Воспитатель в общении с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Качева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД