Ольга Анатольевна Вырезкова
Консультация для воспитателей «Малые стихотворные формы в адаптации ребенка к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций.
Публикация «Консультация для воспитателей „Малые стихотворные формы в адаптации ребенка к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Задача воспитателя - создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям ДОУ. Наиболее успешным и эффективным нам представляется способ адаптации ребенка к детскому саду с использованием рифмованных строк. Ведь еще находясь в утробе матери, малыш слышит ритмичный звук ее сердцебиения. После рождения, когда мама берет ребенка на руки, он ищет этот знакомый звук, который успокаивает его. Мама напевает колыбельную и это, возможно первые рифмованные строчки в жизни ребенка. Звук маминого голоса, сердцебиения, ее тепло дарят ребенку чувство защищенности и спокойствия.
Немецкий нейробиолог Эрнст Пёппель и поэт Фредерик Тёрнер в своем очерке «Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики» приписывают прослушиванию стихов лёгкий гипнотический эффект. Мозг подстраивается под стихотворный ритм и постоянные повторы (рифмы). Человек благодаря этому расслабляется. В этом случае правое полушарие мозга отвечает за ритм, а левое — за словесную составляющую. Т. е. когда человек слушает стихотворные строки, начинают работать оба полушария мозга. В этом случае прослушивание поэзии обеспечивает стереоэффект. Он гораздо полезнее моноэффекта обычной прозы, которую обрабатывает только левое полушарие.
Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Если ребенок с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Этому способствуют малые стихотворные формы. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
В период адаптации ребенка к условиям ДОУ, момент разлуки с родителями очень важен. В момент приветствия ребенка необходимо аккуратно взять за руку, установить с ним зрительный контакт (т. е. присесть рядом с ним или взять на руки, чтобы глаза педагога и ребенка оказались на одном уровне). На помощь приходят стихотворные строки. «Плакать мы с тобой не будем, мы пойдем сейчас играть, все печали позабудем, будем мячик мы катать» (авторское).
На утренний прием детей направлены большие усилия педагогов, которым необходимо быстро переключить внимание ребенка на что-то интересное.
Например, используем игрушку — зайчика. «Я — серенький зайчик, длинные ушки, буду твоей любимой игрушкой».
В зависимости от ситуации можно продолжить игру — найти для зайчика морковку, чтобы его накормить. «Ты угости меня сладкой морковкой, буду от радости прыгать я ловко».
Игровая деятельность направлена на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ ребенок — ребенок” и обязательно включает игры и упражнения. Каждому ребёнку приятно, когда его похвалят, приласкают, здесь на помощь приходит песня-игра «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?».
Моделирование игровой ситуации «Разбуди медвежонка» тоже сопровождаем строчками. «Ой-ёё-ёё-ечки! Спал медведь на коечке. Свесились с кроватки две босые пятки. Две босые, две смешные, ой, смешные пятки!Увидала мышка, мышка-шалунишка, влезла на кроватку. хвать его за пятку!» («Мишка и мышка», автор Нина Пикулева)
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Наблюдая через окно, обращаем внимание на погодные явления. «Дождик, дождик, кап-кап-кап, мокрые дорожки, нам нельзя идти гулять - мы промочим ножки» (потешка).
В солнечный день на помощь придут строки А. Барто: «Смотрит солнышко в окошко. Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки,
очень рады солнышку!»
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Важный режимный момент — завтрак. Во время умывания перед приемом пищи приговариваем: «Ладушки, ладушки! С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, вот вам хлеб и ложка.» (автор Г. Лагздынь)
Завтрак в детском коллективе для ребенка — очередное испытание. Стихотворные строки помогут задать положительный настрой на завтрак. «Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила. Нам кашки сварила, платочком накрыла. Платочком накрыла и ждет нас-пождёт. И ждёт, кто же первым придет?» («Приглашение к завтраку», автор — Нина Пикулева).
Основная задача в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама). Все малыши любят гулять, но одеваться самостоятельно они еще не умеют. Ребенок учится понимать и принимать то, что он находится в коллективе сверстников, которые, так же как и он ждут помощи от воспитателя и помощника воспитателя в одевании на прогулку. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. «Что оденем мы сначала? Ножки. Надеваем штанишки и сапожки. Что оденем мы потом? Руки. А на них наденем кофты и куртки. А последней, а последней, знаем мы как дважды два, одевается, конечно, на прогулку – голова!» (автор Т. Хитрова)
«Я тебя возьму в охапку. Ну, теперь наденем шапку! Спрячем в нее ушки, не видать макушки.» (автор И. Финк)
После прогулки все малыши торопятся умыться и принимаются за обед.
Продолжаем сопровождать режимные моменты стихотворными строчками. «Прибаутка к обеду» Н. Пикулевой. «Утка — утёнка, кошка — котёнка, мышка — мышонка, зовут на обед. Утки поели, кошки поели, мышки поели. А ты? Еще нет? Где твоя ложка? Ешь на здоровьице!»
Далее — время дневного сна. Засыпание без мамы первое время для детей непривычно. На помощь воспитателям приходят колыбельные песенки: «Котя, котенька, коток.», «Баю-бай, баю-бай. Ты собачка не лай.», «Спи, моя радость, усни» и многие другие.
После сна — обязательны воздушные ванны и зарядки-просыпалочки. «Тра-та-та, тра-та-та, вот какая красота! Глазки открываются, детки просыпаются. Мы потянемся, как кошки, помурлыкаем немножко, ручками помашем, а теперь попляшем! Мы до стульчиков дойдем, одеваться все начнем.» (автор И. Ф. Кугаевская)
Вечернее время — приход родителей, разнообразие эмоций. «Вот и вечер к нам пришел, жду я маму с папой. Завтра я приду опять, будет солнышко сиять!» (авторское)
А с утра - новый день, и малышей встретят уже полюбившиеся песенки и новые строки.
Для того, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее.
Адаптационный период считаем законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками.
Использование малых стихотворных форм в период адаптации ребенка к условиям ДОУ, помогает установить добрые, доверительные, положительные взаимоотношения с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю и значительно ускорить этот нелегкий процесс, а также развить способность слушать, запоминать короткие стихотворные произведения, расширить словарный запас, способствовать развитию речи детей.
(Вырезкова О. А.)