Валентина Тихомирова
Маленькими шагами в большие науки. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькими шагами в большие науки.
Человек издавна стремился познать мир, который его окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось всё больше и больше. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки.
Одни из них исследуют природу. Природу в старину называли «естеством», поэтому науки о природе научили общее названием «естественные науки». Они изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Каждое вещество может стать предметом для серии исследований, основой для познания мира и формирования исследовательского мышления дошкольника. Ребёнок по своему природному развитию - естествоиспытатель. Он может лучше, чем взрослый, наблюдать природные свойства веществ, ведь он накапливает запас представлений, которые ему жизненно необходимы. Чтобы максимально использовать пытливость детского ума, необходимы собственные наблюдения ребёнка наполнить знаниями, тогда развитие малыша будет протекать более полноценно.
Публикация «Маленькими шагами в большие науки, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
На занятиях по теме «Вода» можно познакомить детей с основными науками о природе, помочь сделать первые попытки осмысления закономерностей в природе, связанных с водой.
Цикл занятий «Мир воды» расширяет естественнонаучные знания, знакомит детей с методами изучения окружающего мира, которые свойственны любой науке.
Астрономия – наука о небесных телах. Мир небесных тел – это часть природы, которая для детей ещё является загадкой и тайной. Но им интересно отправиться в «космическое путешествие» и познакомиться с названиями планет Солнечной системы, выделить планету Земля, пригодную для жизни. После «приземления» ребята рассматривают глобус – макет Земли, знакомятся с понятием «голубая планета».
География - наука о Земле. География описывает нашу планету, её океаны и материки, моря, озёра, реки.
Наша страна богата реками и озёрами. Это главные источники пресной воды. Знакомясь с водными ресурсами России, мы подводим детей к понятию «пресноводные водоёмы» и раскрываем их значение в жизни человека.
Детям интересно узнать, что большое количество воды на суше заключается в ледниках, и прежде всего на материке Антарктида, который покрыт огромным ледяным панцирем. Просмотр видеоматериала о Севере и знакомство с животным миром ледяной пустыни расширяет кругозор ребёнка.
Вода в атмосфере – это водяной пар, капельки воды, кристаллики льда. Без них невозможен был бы круговорот воды на нашей планете. Вместе с детьми мы ищем ответ на вопрос, как капелька возвращается на землю, обсуждаем, почему вода никуда не исчезает, рисуем схему «Круговорот воды в природе».
Физика изучает разнообразные явления природы. Дети, осматриваясь в новом для них природном мире, задают вопросы, которые чаще всего касаются явлений природы: почему сверкает молния, гремит гром, что такое радуга и другие. Природа для ребёнка это то, что реально существует, что действует практически, что удивляет и поражает воображение. Весёлые викторины «Почемучки про природу» активизируют у ребёнка любознательность, творческий потенциал и самостоятельность мышления.
Нельзя обойти стороной и Химию – науку о веществах и превращениях. Если раньше дети знали, что воду можно пить, в воде можно купаться и что вода мокрая, то теперь, в результате опытов, наблюдений и экспериментов, становятся понятными для ребёнка многие новые удивительные факты.
Есть вещества, которые растворяются в воде, из прозрачной она может превратиться в цветную, поменять форму и вкус. Оказывается, при охлаждении вода превращается в лёд, при нагревании испаряется. Результатом экспериментов становится выявление свойств исследуемого объекта и умение объяснить их научным языком. Важным моментом является умение детей пользоваться приборами измерения, сравнивать и фиксировать результат. Постепенно в словаре ребёнка появляется научная терминология.
Наука Биология знакомит детей с живой природой. Без живого нельзя представить себе нашу планету. Детям интересно знать, кто живёт в пруду, а кто обитает в море, как животные Севера приспосабливаются к суровым условиям климата, как живые организмы связаны между собой и с неживой природой.
Но чтобы сохранить живое на планете от всей видов загрязнения, каждый человек должен быть хотя бы немного знаком с наукой Экология. Сохранение биологического разнообразия – одна из важнейших задач человечества. Экологические сказки с последующим обсуждением содействуют формированию основ экологического мировоззрения, умения видеть природу как гармоничную систему.
Научная картина мира становится более живой и эффективной, если происходит интеграция естественных наук. Это помогает ребёнку подняться на новый, более высокий уровень знаний и сделать первые шаги в большие науки.