Николаева Кюннэй Константиновна
Программа «Лыжная подготовка для старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель данной программы – снижение заболеваемости детей старшего дошкольного возраста через приобщение к зимним видам спорта (ходьба на лыжах, игра в хоккей) в условиях ДОУ. Реализация проходит через решение данных задач:
• создание условий для мотивации детей к двигательной активности и развития потребности в физическом совершенствовании
• обогащение представлений о зимних видах спорта и формирование желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
• воспитание положительных морально-волевых качеств: настойчивость, самостоятельность.
Принципы реализации программы
Публикация «Программа „Лыжная подготовка для старшей группы“» размещена в разделах
• научности - подкрепление всех проводимых мероприятий научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
• комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
• адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития и состояния здоровья
• результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей;
• комплексного подхода к подбору содержания и проведения секционной, индивидуальной работы, самостоятельной двигательной деятельности;
• вариативности использования предложенного содержания.
Программа состоит из одного раздела, соответствующего возрастным периодам дошкольного возраста (5-7 лет).
Содержание раздела соответствует особенностям развития умений и навыков детей данного возраста. Программа рассчитана на детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы :
Обеспечение двигательной активности детей через организацию и проведение кружковой деятельности МБДОУ.
Снижение заболеваемости через приобщение детей дошкольного возраста к зимним видам спорта (ходьба на лыжах) в условиях ДОУ.
Задачи программы :
1. Создание условий для мотивации детей к двигательной активности и развития потребности в физическом совершенствовании
2. Обогащение представлений о зимних видах спорта и формирование желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
3. Воспитание положительных морально-волевых качеств: выносливость, настойчивость, самостоятельность.
1.3 Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
На фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов.
Однако дети все еще быстро устают, при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.
Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр. Дошкольники активно приобщаются к здоровому образу жизни.
У ребенка 5-7 лет возрастает способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человека. Дети различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Все это способствует образованию ясных представлений о движениях, ведет к овладению детьми техникой сложных по координации движений.
Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками (последнее особенно свойственно мальчикам). Начинают проявляться личные вкусы детей при выборе движений. Одним больше нравиться бегать и прыгать, другим - играть с мячом и т. д.
В совместной двигательной деятельности, особенно в подвижных играх соревновательного характера, дети делают попытки оценивать свои и чужие поступки и находить линию поведения, отвечающую интересам коллектива.
1.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы спортивной направленности
Сформированы представления о зимних видах спорта, заложены основы воспитания положительных морально-волевых качеств: выносливость, настойчивость, самостоятельность. Воспитанники могут контролировать и управлять своими движениями.
К концу учебного года у детей будет:
1. Развиты физические качества и обеспечен высокий уровень физической подготовленности в соответствии с возможностями, состоянием здоровья детей;
2. Сформированы морально-волевые качества: выносливость, настойчивость, самостоятельность.
II. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям 5 – 7 лет.
Проблема воздействия игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей, аспекты обучения элементам этих игр, построенного с учетом уровня развития и исходных данных физического состояния каждого ребенка, а также конкретных природных условий нуждается в дальнейшей разработке
Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5-7 лет играм с элементами спорта подтверждается и изучением практики работы дошкольных учреждений.
С. Б. Шарманова, А. И. Фёдоров, анализируя возрастные особенности дошкольников, условия реализации физического воспитания в дошкольных учреждениях, пришли к определению: спортизация в дошкольном воспитании – это активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры.
Исходя из этого, возникла идея: создать и внедрить в образовательный процесс ДОУ программу, которая будет направлена на оздоровление и обогащение двигательного опыта детей, через приобщение детей к зимним видам спорта: ходьба на лыжах, элементам игры в хоккей.
Система физического воспитания и спортивной подготовки детей является важным фактором максимальной реализации огромного потенциала ценностей физической культуры для обеспечения здоровья нации, достижения людьми высокого уровня профессионализма, духовного развития личности, освоения здорового стиля жизни.
Подвижные игры с элементами спорта, как вид деятельности связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В них совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени». Кроме того, подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку проявлять самостоятельность, активность и творчество.
Новизна данной программы состоит во внедрении спортивной деятельности, как средство и способ преобразования физического, духовного потенциала человека путем освоения соревновательной и тренировочной деятельности, через игры и упражнения, которые можно проводить в любое время года в зале, используя имитационные движения, но при этом очень точно отрабатывая технику.
Данная программа рассчитана для детей 5-7 лет, которые вскоре переступят порог дошкольного образовательного учреждения. После освоения запланированного материала, дети смогут продолжить заниматься в секции, т. е. дальше развивать свои способности, имея первоначальную базу.
2.2 Комплексно-тематическое планирование
Месяц Содержание
Январь
ОФП:
Бег, ходьба обычная.
Повороты туловища, наклоны туловища, кружение.
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Цель: закреплять умение прыгать на двух ногах.
ОФП:
Бег, ходьба с высоким подниманием колена.
Прыжки со скакалкой.
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Цель: развивать ловкость, быстроту.
ОФП:
Бег, ходьба обычная.
Повороты туловища.
Ходьба по гимнастической скамейке.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: развивать умение быстро реагировать после сигнала.
ОФП:
Бег с высоким подниманием ног.
Ходьба обычная.
Прыжки со скакалкой.
Подвижная игра «Горелки»
Цель: развивать быстроту, ловкость, реакцию.
Январь Беседа «О лыжном спорте, лыжниках».
Цель: Вызвать интерес к лыжному спорту. Сообщить теоретические сведения о значении «чувства лыж» (рассказ, беседа). Развивать у детей в игровых упражнениях «чувства лыж».
Вспомнить способы переноски лыж. Восстановить навык поворотов на месте способом переступания. Воспитывать бережное отношение к лыжному инвентарю, трудолюбие на каждом занятии.
Восстановить у детей навык скользящего шага, поворотов переступанием, навыков падения, подъема «лесенкой» на ровной площадке.
Февраль Восстановление полученных детьми в старшей группе навыков передвижения на лыжах.
Игра «Трамвай»
Цель: закреплять пространственные ориентировки.
Закреплять навык ступающего и скользящего шага.
Игра «Попади в цель»
Цель: упражнять в устойчивом равновесии.
Закреплять навыки скользящего шага, спусков с невысокого склона, умение переставлять лыжи «лесенкой», перешагивая через параллельно лежащие на снегу палки.
Игра «Через препятствие»
Цель: закреплять навык передвижения на лыжах на неровной поверхности.
Упражнять детей в спуске и подъеме, в ходьбе на лыжах скользящим шагом.
Игра «Будь внимателен»
Цель: закреплять навык передвижения на равнине.
Март
Упражнять детей в ходьбе на лыжах скользящим шагом, в скольжении с разбега на двух лыжах.
Игра «Идите за мной»
Цель: закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.
Продолжать учить детей передвижению скользящим шагом, следить, чтобы дети сгибали ноги в коленях при скольжении.
Игра «Через препятствие»
Цель: закреплять навык передвижения на лыжах на неровной поверхности.
Закреплять навык скользящего шага, учить спуску с пологих склонов с длиной ската 8 метров.
Игра «Не урони»
Цель: закреплять навык спуска.
Учить спуску с менее пологого склона, подъему на склон «лесенкой».
Игра «Трамвай»
Цель: закреплять пространственные ориентировки.
Март Закреплять навык широкого шага, спусков с менее пологих склонов. Учить поворотам переступанием.
Игра «Лошадки», «Большие и маленькие»
Цель: развитие устойчивого равновесия на лыжах.
Знакомство с подъемом на склон «полуелочкой». Закрепить повороты способом переступания в играх.
Игра «Карусель»
Цель: совершенствовать стойку лыжника.
Совершенствовать скользящий шаг в играх и эстафетах. Продолжить обучение подъему на склон «полуелочкой». Закрепить спуск со склона в низкой и средней стойках.
Игра «Попади в цель»
Цель: упражнять в устойчивом равновесии.
Март Развивать ритмичную ходьбу на лыжах с использованием бубна. Знакомство детей со спуском в высокой стойке. Закрепление на склон способом «полуелочкой» и «лесенкой».
Закрепить скользящий шаг в играх и эстафетах. Закрепить спуск со склонов в разных стойках, подъемов на склон способом «полуелочка», «лесенка», Закрепление торможения при спуске со склона способом «плуг». Познакомить с подъемом на склон способом «елочка».
Закрепить навык широкого скольжения шага в играх. Совершенствовать спуски со склона в различных стойках, торможения «плугом» с использованием игровых заданий. Совершенствовать подъем на склон «лесенкой», «полуелочкой». Продолжить обучение подъема на склон способом «елочка» (обучение производиться на ровне площадке).
Игра «Сороконожки»
Цель: закреплять навык скольжения в колонне.
Закрепить подъем на склон способом «елочка» на ровной площадке и пологом склоне. Совершенствовать спуски, подъемы, торможения в играх и эстафетах.
Март Упражнять детей в ходьбе на лыжах преодолевая расстояние 1,5-2 км, в медленном темпе.
Игра «Ворота», «Догони», «Пройди через лабиринт»
Цель: совершенствовать согласованную работу рук и ног при ходьбе на лыжах скользящим шагом в изменяющихся условиях.
Упражнять в подъёме на склон «ёлочкой» и спуске с горки в низкой и высокой стойке с торможением.
Игра «Не урони»
Цель: закреплять навык спуска.
Совершенствовать скользящий шаг в эстафете. Закрепить в играх и упражнениях спуски со склона в разных стойках, торможения «плугом», подъемов на склон.
Совершенствовать подъем на склон «лесенкой», «полуелочкой». Продолжить обучение подъема на склон способом «елочка» (обучение производиться на ровне площадке).
Игра «Через препятствие»
Цель: закреплять навык передвижения на лыжах на неровной поверхности.
Апрель Упражнять детей в ходьбе на лыжах, преодолевая расстояние 2-3км в медленном темпе.
Игра «Следопыт»
Цель: закреплять навыки передвижения на лыжах в медленном темпе.
Упражнять детей в спуске и подъёме на пологий склон.
Игра «Не урони»
Цель: закреплять навык спуска.
Упражнять детей в ходьбе на лыжах преодолевая расстояние 1,5-2 км, в медленном темпе.
Игра «Ворота», «Догони», «Пройди через лабиринт»
Цель: совершенствовать согласованную работу рук и ног при ходьбе на лыжах скользящим шагом в изменяющихся условиях.
3. Организационный раздел
3.1. Расписание образовательной деятельности
Наименование услуги Форма занятия Кол-во детей
День недели Исполнитель
Проведение кружковых занятий спортивной направленности «Ходьба на лыжах» Групповая По списочному составу По расписанию НОД
Воспитатели группы
3.2. Учебный план
Наименование услуги Форма проведения Количество детей Длительность занятия (минуты) Количество занятий в неделю на одну группу Количество занятий в месяц на одну группу
Проведение кружковых занятий спортивной направленности «Ходьба на лыжах» Групповая 25 30 1 4
По продолжительности занятия не превышают требования СанПин 2.4.1. 3049 - 13:
- для детей 5-7 лет – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда
Спортивный инвентарь Лыжи
Конусы
Канат
Флажки
Стойки
3.4. Достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Мониторинг проводился на основе методических Т. А. Тарасовой «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста».
Данные заносятся в протокол из общего мониторинга физической подготовленности детей на конец учебного года. Результаты мониторинга заболеваемости ведется ежемесячно.
Тест: Челночный бег 3 раза по 10 метров.
Ребёнок встает у контрольной линии. По сигналу «Марш!» ребенок трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (2 шт.). Ребенок берет кубик, бежит к финишу, кладет на линию финиша и не останавливаясь, возвращается за вторым кубиком, который кладет рядом с первым. Секундомер выключается в момент касания кубиком пола
Фиксируется общее время бега.
Проба «Ром Берга» в пяточно-носочном положении.
Схема тестирования: испытуемый встает так, чтобы ступни его были на одной линии, (пятка одной ноги касается носка другой). Глаза закрыты, руки вытянуты в стороны.
Фиксируется время устойчивости в этой позе.
VI. Заключительный раздел
4.1 Контроль за реализацией программы.
Вид контроля Содержание контроля Форма предоставления информации
Текущий контроль организация занятий с детьми справка
Итоговый контроль уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими кружок в начале, середине, конце учебного года. справка
Фронтальный контроль соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий справка
Инспекционный контроль проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства справка.