Зоя Слудных
Люблю тебя, мой край родной.
▼ Скачать + Заказать документы
"Есть своя родная земля у ручья и у журавля
И у нас с тобой есть она-
Родина родная одна. "
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо делать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и отечества, их красоты и величия. Необходимо приобщать детей к истории, культуре социальной жизни родного поселка, а через него - Отечества. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем поселке - любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Публикация «Люблю тебя, мой край родной,» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Бежит по соснам ветерок, играет на лугах,
Цветет Сузун, родимый уголок,
Ты с детских лет всегда был с нами,
Красой Сузун не обделен
В большом Сузунской нашем крае.
По-своему в тебя влюблен любой из нас,
Мы сердцем знаем.
Воспитание ребенка должно идти с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к семье, родителям. Чтобы воспитать у детей нравственно-патриотические чувства, я руководствовалась следующими принципами:
- первый принцип - гуманизация. Он предполагает ориентировку на общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, отечеству. Знакомлю детей с понятием "родословная" и поэтому привлекала родителей к созданию красивого образа семьи в виде дерева, цветка, дома, корабля. Этому
предшествовала беседа о славянской семье с использованием рисунков, проходили занятия на тему "Я и моя семья", "Детский сад - моя вторая семья", "Наши имена и фамилии", "Выходные дни в нашей семье", "О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи". Для закрепления этих знаний играем в сюжетно-ролевые игры. У нас есть фотоальбом с семейными фотографиями "Вместе дружная семья". В Евангелие от Матфея глава 7 ст. 17 написано: "Дерево доброе приносит и плоды добрые". Заучиваем с детьми пословицы, стихи и поговорки о семье;
- второй принцип - историзма. Детей необходимо знакомить с историей, прошлым своего края. А потому, первое с чем я начала знакомить детей - название нашего поселка. Что же означает "Сузун". Согласно первой версии Сузун в переводе с тюркского означает «длинная, растянутая река». По другой версии название реки произошло от слов су (тюрк. — вода) и зун (тюрк. — лесная, зелёная). В буквальном смысле — лесная вода или зелёная вода. В начале он назывался Нижний Сузун, потом - Сузун-завод. А позднее - Сузун. Почему Сузун-завод? Наш поселок знаменит тем, что на его территории был монетный завод, где чеканили монеты. Позже случился пожар и завод прекратил свое существование. Дети посетили наш краеведческий музей, где и познакомились с экспонатами. Здесь же дети увидели частичку домашнего быта в старину (богатых и бедных, кости вымерших животных. Так же дети посетили уголок, посвященный Великой Отечественной войне.
С ясельного возраста ребенок воспитывается на потешках и сказках. В них дети знакомятся со словами, которые употреблялись раньше, с прикладным искусством, с декоративным рисованием, с народными умельцами в этих росписях. В группах есть мини-музеи русского быта, чтобы дети не забывали о православных праздниках, с ними проводятся такие досуги, как Пасха, Масленница, Троицын день. Проводятся беседы на темы: Вербное Воскресенье, Покров, Крещение. Рассказываю детям о нашем Сузунском иконописце - Крестьянникове Иване Васильевиче, о его семье, жизни. А также о знаменитых людях нашего Сузуна. Это наши поэты - Казаков, Долгов, Ягунова, гармонист- песенник - Геннадий Заволокин, это ему посвящены ежегодные праздники "Заводокинская гармонь”, краеведы - Цивилевы, Земляницыны, благодаря им создана книга Памяти "Пусть никогда не померкнет память". В нее занесены имена всех погибших во время войны.
Стыдно, когда дети, да и мы, ничего не знаем о знаменитых людях своего посёлка. Например, почему школа №301 носит имя Левина Василия, а улицы названы разными фамилиями. Что же такого они сделали для Родины? Улицы Шабалина, комиссара Зятькова, Лихоманова, переулок Штремлева, улица Старикова. Все они названы в честь погибших партизан, боровшихся против белогвардейских карателей и зверски убитых. В. А. Левин - Герой Советского Союза. Ему присвоено звание за подвиги: форсирование Днепра, за 3 населённых пункта, отбитых у немцев, за взятие высоты с отметкой 214,9.
- Третий принцип краеведения.
Наш Сузун богат лесом, кирпичными суглинками, строительным песком и камнем, богат охотничьими и водными биологическими ресурсами. Лес представлен сосновым бором, осиновыми и берёзовыми колками, много прудов, озёр, река Обь и примерно десять мелких рек. В лесах высокая численность косулей, лосей, волков, зайцев-беляков, колонков. В глухих лесах, водятся рыси, птицы: глухари, тетерева, рябчики, горлицы, белые куропатки.
В районе имеется четыре памятника природы: "Заказник Сузунский", "Шарчинская степь", "Озеро сплавное", "Обская песчаная степь".
Сузунский район - сельскохозяйственный. Здесь выращивают рожь, пшеницу, овёс, ячмень, кукурузу, люцерну, клевер.
После этих бесед с детьми проводились занятия: "рукотворный и нерукотворный мир", "разнообразие животного мира", "многообразие растений", "зачем птице крылья", "природа - наш дом", "насекомые", "взаимодействие в природе" ит. д. Рассказы о природе родного края беру из книг Пирожкова "Сузунское разноцветье".
Четвёртый принцип - дифференциация.
Ребёнку необходимо создать условия для самореализации в процессе освоения знаний о родном крае, исходя из накопленного опыта в рассказах о семейные традициях, совместном отдыхе, о членах семьи.
В рисовании: "лучший в мире папа", "моя семья", "портрет мамы", "розы в подарок бабушке (маме)".
В аппликации: "открытки к праздникам", в заучивании стихов и песен.
В процессе проведения названных мероприятий хотелось бы большего непосредственного участия родителей с целью закрепления усвоенных детьми знаний о родном крае.