Маргарита Валиахметова
Лэпбук как современное средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Тема: Лэпбук, как современное средство развития речи детей дошкольного возраста.
Цель: создание условий для изучения новых подходов и идей в своей педагогической деятельности по развитию речи у детей посредством использования метода «лэпбука», а также повышения своего теоретического, методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Публикация «Лэпбук как современное средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
1. Изучать психолого- педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучать и совершенствовать методические приемы по использованию лэпбука на логопедических занятиях.
3. Разработать лэпбук по лексической теме «Земля», а так же для коррекции звукопроиношения.
4. Ввести в логопедические занятия использование лэпбука для развития речи детей дошкольного возраста.
5. Распространить опыт работы среди педагогов ДОУ по использованию лэпбука.
Актуальность: проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, педагоги нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности, что в свою очередь заставляет педагогов прибегать в свое работе к использованию не только традиционных, но и современных, более актуальных способам развития речи у детей дошкольного возраста.
В лэпбуке могут быть представлены различные игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи, зрительного восприятия и много другого.
Лэпбук может быть использован в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» и «Подготовка к обучению грамоте», а так же в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и групповой работе с детьми.
Преимущества лэпбука:
- помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал;
- помогает повторить и закрепить пройденное;
- ребенок учится самостоятельно организовывать свою деятельность, собирать и усваивать информацию и навыки.
Описание лэпбука.
Лэпбук представляет собой папку- раскладушку состоящую из нескольких страниц. Включает: дидактические игры, игровые упражнения, картотеки, которые размещаются в отдельных кармашках/ конвертах.
Все содержание можно условно разделить на 4 раздела:
1. Картотеки в помощь педагогу (словесные игры, игры по развитию звуковой культуры речи, чистоговорки)
2. Дидактические игры на закрепление знаний детей, например: по разделу программы «Лексика и грамматика» («Назови месяцы», «Составь описание по схеме».
3. Развивающие задания на развитие связной речи (мнемотаблицы, «Расскажи об этом», «Составь педложение», "Составь рассказ", картинки для составления описательных рассказов).
4. Дидактические игры на развитие внимания, памяти, мышления («Найди лишнюю картинку», «Найди 5 отличий», «Раздели по группам», «Назови одним словом»).
Форма работы
I этап теоретический (сентябрь- май 2023 г.)
Изучение опыта отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. Изучение опыта работы на интернет ресурсах. Подбор литературы по данной теме:
1. Е. Блохина, Т. Лиханова «Лэпбук- наколенная книга»
Журнал «Обруч» №4 за 2015 г.
2. Гатовская Д. А. «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»
3. Терентьева Н. А. «Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и ребенка»
4. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» и др.
II- этап методический (октябрь 2023 г.)
1. Разработать логопедический лэпбук на тему «Очень признаки осени».
Познакомить детей с лепбуком
Научить детей пользоваться лэпбуком
2. Подготовить лепбук и документацию для участия в конкурсе «Методическая разработка 2023». (Октябрь 2023 г.)
3. Разработать логопедическое занятие по развитию и коррекции звукопроизношения с принимением лэпбуков на звуки: [Ш] [Ж],[Р] [Л]. (в течении года)
Отчет по проделанной работе (май 2024 г.)
III этап Практический (в течении года)
1. Разработка и изготовление лэпбука «Осень. Признаки осени.» (октябрь 2023 г.)
2. Разработка и изготовление лэпбука «Зима. Признаки зимы.» (декабрь 2023 г.)
3. Разработка и изготовление лэпбука «Весна. Признаки весны.» (февраль- май 2024 г.)
4. Разработка и изготовление лэпбуков для коррекции звукопроизношения
В результате использования лэпбука у детей формируются:
• коммуникативные навыки;
• умение планировать предстоящую деятельность;
• умение договариваться со сверстниками;
• умение самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы;
• умение искать нужную информацию, обобщать и систематизировать ее;
• умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения, используя устную речь, выражать свои мысли и желания;
• правильная артикуляция для произношения труднопроизносимых для ребенка звуков, автоматизация звуков в игровой интересной форме;
• расширение и закрепление лексики и грамматики в соответствии с тематикой лэпбука.
У педагогов формируются основы педагогической компетентности и творчества:
• умение анализировать научно- методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
• овладение и применение инновационной педагогической технологией развития речи детей – лэпбуком.