Алена Атаханова
Мастер-класс «Развитие алгоритмического мышления у старших дошкольников при использовании робототехнических наборов»
Мастер - класс «Развитие алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование робототехнических наборов Magcoding.
Атаханова А. И., воспитатель,
МКДОУ «Кетовский детский сад общеразвивающего вида №3»
Кетовского округа
Публикация «Мастер-класс „Развитие алгоритмического мышления у старших дошкольников при использовании робототехнических наборов“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению робототехнических наборов.
Задачи:
-формировать у участников мастер – класса мотивацию по использованию в образовательной деятельности робототехнических наборов Magcoding;
-показать участникам мастер –класса технологии с детьми дошкольного возраста в области образовательной робототехники.
Ход:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу ответить громко «Нет» или «Да»
Вы долго были в дороге в пути
Но все- равно на мастер –класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что- то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушали? (нет)
Чтоб дух мастер- класса нам сохранить
Вам нужно в работе активными быть
Тогда вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Современные дети живут в эпоху активной информации, компьтеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования. Основа программирования – алгоритмика. Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм это набор действий, которые нужно выполнить для достижения какого – либо результата.
Первое знакомство детей старшего дошкольного возраста с основами программирования у нас в детском саду происходит благодаря использованию робототехнических наборов Magcoding. У детей формируется основа алгоритмики и программирования – что служит основой образовательной робототехники.
На первом этапе познакомила детей с условными обозначениями, с вспомогательными элементами, с дидактическим полем, с картами –указателями, с картами «Старт», «Финиш», с последовательностью алгоритма и программированием.
На втором этапе дети закрепляют полученные знания, играют в игры: «Первые шаги», «С кочки на кочку», «Слышу, запоминаю, показываю», «Программист», «Картограф» и др. Придумывают и самостоятельно составляют несложный алгоритм движения робота. Играют в эстафетные игры, начинают работать в команде. Используют разные виды конструктора.
На третьем этапе (подготовительная группа) играют с картами «Штрих –код». В более сложные игры «Собери урожай», «Светофор», «Робот спешит на помощь, «Зернышко», «Фруктовый сад», «Робот – сапер» и др. Работают в команде, решают поставленные задачи самостоятельно, учатся договариваться, составляют более сложный алгоритм движения робота, проявляют творчество в составлении алгоритма.
В процессе работы с робототехническими наборами используются разнообразные формы заданий:
-познавательные беседы;
- распознавать положение объекта относительно другого объекта с помощью игры;
-визуальное представление пути перемещения робота на произвольной поверхности;
- программирование робота на движение на произвольной поверхности.
Основные формы и методы образовательной деятельности:
- конструирование, программирование, творческие исследования;
-словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение, чтение сказок, загадок, физминуток, пальчиковых гимнастик);
-наглядный (показ, закрепление команд для робота, повторение действий команд);
-практический (игры, задания, составление алгоритмов, выход из алгоритмов, рисование путей перемещения робота);
- репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично –поисковый (выполнение вариативных заданий);
-исследовательский;
- стимулирование и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, приступаем к игре (педагоги играют в предложенные игры)
Познакомимся с вспомогательными элементами, дидактическим полем, картами- указателями, картами»Старт», «Финиш» (показываю)
Поиграем в игру «Шаг за шагом».
Игру «Едем по маршруту» (старшая группа). Расставляю «пассажиров» Придумываем алгоритм движения робота так, чтобы он забрал по порядку всех «пассажиров» по маршруту и доставил их «в школу».
В подготовительной группе играем в игру «Светофор». Проводится познавательная беседа о правилах дорожного движения, постановка по теме занятия, выполнение заданий.
Игра «Робот спешит на помощь». Проводится познавательная беседа об опасностях в окружающем мире, о профессии спасателя, ознакомление с роботами –спасателями. Составление алгоритма движения робота так, чтобы все были спасены – робот помог всем.
Благодарю вас за сегодняшнюю встречу. Вы познакомились с системой работы, сложившейся в нашем детском саду по использованию робототехнических наборов Magcoding с детьми старшего дошкольного возраста.
Рефлексия мастер - класса.
Перед вами «Дерево успеха», на нем нет листьев, они лежат отдельно. Участники мастер - класса выбирают любой листок, читают и выбирают ответ и вешают листок на дерево.
Вопросы и варианты ответа:
1. Что мне понравилось в мастер- классе?
- презентация опыта работы;
- сам творческий процесс;
- мне было интересно
2. Как вы оцениваете работу мастер - класса?
-мастер творчески с увлечением подготовил мастер – класс;
-много было ненужной информации;
-свой мастер- класс я подготовила бы лучше.
3. Такая форма общения как мастер – класс актуальна в наше время?
- да, она актуальна, помогает пополнить багаж моих знаний;
-да, я взяла в свою педагогическую копилку некоторые моменты мастер - класса;
-она не актуальна.
4. С каким чувством вы уходите с мастер - класса?
-я в восторге;
- я в диком восторге;
-скука смертная.
5. Что вы пожелаете мастеру?
-встречаться почаще на мастер – классах;
-меньше теории - больше практики;
-не высовываться.
Всем спасибо за внимание, за работу и добрые слова.