Юлия Голиней
Обеспечение эмоционального благополучия детей в группе. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №3»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Подготовила воспитатель Голиней Юлия Ильинична
Город Сергиев Посад, ноябрь 2017 года
«Все мы родом из детства».
А. Экзюпери
Публикация «Обеспечение эмоционального благополучия детей в группе, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования родом из детства. Ребёнок, которого в детстве не понимали, желания которого не были услышаны, со временем, учится не слышать других людей. Ребёнок, окруженный обманом, учиться врать. И не потому, что он плохой. Он просто приспосабливается к той среде, в которой находится. У него нет другого выхода. Если взрослые постоянно говорят одно, а делают другое, ребёнок привыкает жить в этом, а потом, сам становится таким же. Все наши проблемы родом из детства. Всё зависит от окружения: родители, бабушки, дедушки, воспитатели. Ребёнок лишь считывает модель поведения, которая становится основой для него. Мы вырастаем, но наш Внутренний раненый ребёнок никуда не девается. Все страхи, зажимы и переживания мы вносим во взрослую жизнь. Ребёнок живёт чувствами. Поэтому для него не столь важно услышать «люблю», сколь важно почувствовать это в отношении к себе. Если мы выполняем все функции по воспитанию ребёнка, но не включаемся в процесс эмоционально, то это может быть губительно для ребёнка. Дети, не получившие любви в детстве, становятся взрослыми, которые не умеют любить. Ещё одной важной проблемой являются детские обиды. Они не забываются. Пережитые негативные чувства и эмоции врезаются в память, и травмируют психику. Мы можем подавлять их, но это оставит свой отпечаток и проявится во взрослой жизни. Поэтому не надо оставлять невыясненных ситуаций, а установить эмоциональный контакт с ребёнком. Чтобы ребёнок, в будущем, доверял людям, он должен сначала доверять своим родителям, воспитателям. Никогда не надо давить на ребёнка своим опытом и авторитетом, а дать ему возможность раскрыться и высказаться. Детские чувства и эмоции самые неподдельные, искренние, самые позитивные и настоящие. Надо принимать их с благодарностью и учится у детей… Работа с детьми - это большая награда, каждый день вместе с ними мы становимся немного добрее, терпимее, счастливее! Знаете, это лучшая работа о которой можно только мечтать!
Ведь очень важно, любить не только своих детей. Каждый ребёнок заслуживает нашей любви и доброты. Как заметил швейцарский психолог и психиатр Карл Юнг: “Мы оглядываемся с восхищением на великих учителей, но с благодарностью на тех, кто затронул наши человеческие чувства… Тепло является жизненно важным элементом для роста растения и души ребёнка”.
Эмоции - это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств (радость, горе, страх и т. п).
Для того чтобы помогать детям выражать свои чувства, требуется большое терпение и много времени с нашей стороны. Чтобы ребёнок делился тем, что у него на душе, он должен чувствовать, что мы можем принять его любым, что он не должен съёживаться в нашем присутствии от того, что с ним слишком трудно.
В настоящее время очень остро стоит проблема эмоционального благополучия детей. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Большую часть своего дошкольного времени ребенок проводит в ДОУ. Здесь он развивается как интеллектуально, так и психически. В процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. И от того, на сколько будет эмоционально благополучно пребывание ребенка в ДОУ, зависит его будущее отношение с окружающими в жизни людьми.
Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если её нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда!
Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов. Как вы думаете, в чем это проявляется? Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями не комфортно чувствует себя в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.
Причинами нарушения эмоционального благополучия детей могут быть :
1. Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;
2. Нарушение режима дня;
3. Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);
4. Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;
5. Неблагополучное положение в семье;
6. Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.
7. Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
8. Снижение двигательной активности;
9. Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери;
Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.
Эмоции играют важную роль в жизни детей и являются движущей силой психологического развития от раннего детства до юности. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Необходимо начинать именно с эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во первых, «читать эмоциональное состояние другого», а во -вторых, «управлять своими собственными эмоциями». Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания в ДОУ. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик испытывает неприязнь к девочкам только потому, что его воспитала жесткая, нечувствительная к его переживаниям мать. «Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становиться стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт.
Характерной особенностью формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу. Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь - один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств - в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, воспитателю необходимо уметь видеть себя со стороны, проявляя эмоциональную культуру и такт. Педагог – образец для ребенка.
Слово педагога, его действия должны вселять в ребенка уверенность в себе, развивать положительное отношение к сверстникам. Необходимо чаще замечать позитивные эмоции ребенка, направленные на других детей или вызванные собственным успехом. А, в случае проявления негативных чувств, напоминать ему о его положительном опыте.
В процессе наблюдения за детьми воспитателю необходимо обращать внимание на следующее:
- хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга;
- как дети включаются в игровое обучение;
- принимают чужую инициативу или сопротивляются ей;
- кто из детей находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали;
- какие отношения преобладают - добрые или конфликтные;
- какие эмоции преобладают - положительные или отрицательные.
Эмоции беспредметны. Радость, печаль, грусть, удивление, возможно, изобразить лишь символически. Поэтому в первую очередь под наглядностью должно пониматься пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отмечают, но, порой бессознательно, копируют.
Формирование эмоциональной сферы ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния
человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. Дети осваивают возможность вербально выражать свои чувства.
Уже сейчас можно говорить о положительных результатах работы по формированию эмоционального благополучия у воспитанников нашей средней группы. Развивающая предметно - пространственная среда пополнена игровым и дидактическим материалом. Она отвечает основным принципам ФГОС ДО: насыщена, многофункциональна, доступна и безопасна. Созданы условия для совместной деятельности: игр, труда, занятий. В группе царит атмосфера добра и любви, дети постоянно в ожидании чего-то радостного от нового дня в детском саду. Дети с желанием идут в детский сад, участвуют в делах группы. Формируются предпосылки продуктивного взаимодействия со сверстниками.
Жизнь в группе организованна таким образом, что ребёнок имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей. Большое внимание уделяется развитию эмоционально - личностной сферы. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его все волнения и страхи.
Главная роль в становлении личности ребенка принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить ребенка вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
То, как развита эмоциональная сфера ребёнка дошкольного возраста, влияет на понимание маленьким человеком мира и успешного взаимодействия с ним.
Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Эмоциональное воздействие на ребё нка осуществляется следующими средствами:
• сюжетно -ролевые игры
• подвижные игры
• социально - коммуникативные игры
• игры для развития воображения
• игровые упражнения
• чтение сказок и рассказов
• знакомство с живописью.
ФГОС ДО определяет требования к педагогу, который «должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста» (пп. 3.2.5).
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе.
Эмоционально — развивающая среда включает в себя следующие компоненты:
Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.
2. Контакт глаз. Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Ребенку необходим глазной контакт с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными. (Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка).
Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе.
3. Физический контакт – прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т. п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка.
4. Пристальное внимание – жизненно важная потребность каждого ребенка. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, воспитателей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.
Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок более замкнут, ему труднее общаться со сверстниками.
Вторым, основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы — наличие специально-организованных зон.
Третьим компонентом является стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.
Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.
Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» : «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.
Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность. Значит, при эмоциональном неблагополучии ребенок не может полноценно развиваться, поэтому дошкольное учреждение должно помочь ситуации. Психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо :
*безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
*позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
*равенство в отношениях между взрослым и ребенком, обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах, непосредственно общаться со сверстниками;
*гибкий, личностный ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;
*тесное профессиональное сотрудничество педагога - психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками;
*создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
*внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
*тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
Одной из самых важных задач для родителей и воспитателей является сохранить сердца наших детей мягкими. Их способность переживать весь спектр эмоций и выражать то, что у них внутри, будет движущей силой для роста и зрелости на протяжении всей жизни.
Подводя итоги опыта по эмоциональному развитию детей, я хочу еще раз подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить только любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы. Как сказал В. А. Сухомлинский «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». Таким образом, мы понимаем, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психологического развития.
В заключении хотелось рассказать притчу:
«Когда Творец закончил лепить человека, у него остался кусок неиспользованной глины и он спросил:
- Что тебе еще дать?
- Дай мне счастье! – ответил человек.
-Ну, хорошо, протяни руку, – и положил на ладонь человека последний кусок глины. - Дальше лепи сам».