Елена Ярулина
Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников»
Цели: Повышение профессионального мастерства, инициативы и творчества педагогов.
1 слайд: Приветствие, представление темы семинара – практикума.
Публикация «Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
2 слайд: Очень часто дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги – психологи, но и воспитатели использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.
В настоящее время в дошкольных учреждениях используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для педагогов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
3 слайд: Основные достоинства психогимнастики :
-игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
-сохранение эмоционального благополучия детей;
-опора на воображение;
-возможность использовать групповые формы работы.
Т. е. на занятии вы делите детей на подруппы, в этих подгуппах возможно есть дети ограниченными возможностями здоровья или дети с зпр, ОНР, гиперактивные, агрессивные, застенчивые, аутичные дети. Нет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только гиперактивные, агрессивные, застенчивые и т. д. В группу должны обязательно входить дети с нормой развития, которые могут положительно влиять на группу ( пр:дети в артистической жилкой, так как с их помощью легче заразить других детей нужной эмоцией на пример)
4 слайд: Цели психогимнастики :
-опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
-преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
-снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
-создание возможности для самовыражения;
-развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
При проигрывании различных этюдов и игр на занятиях психогимнастикой ставятся как воспитательные, так и психотерапевтические цели. Участие в одном и том же этюде и в одной и той же роли имеет для разных детей разную цель. Для одних это воспитание чувств, расширение социальной компетентности, развитие творческого воображения, а для других это и отреагирование эмоций, и возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, и успокоение, и тренинг желательного общения (ближе к психотерапии). Так, например, обучение аутичного ребенка выразительным движениям или агрессивного ребенка «выпускать пар» приемлемым способом.
5 слайд:
Существует педагогическая аксиома – эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком.
В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников). Например:
Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у педагога эмпатии (сопереживания, любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, нарушают их психическое равновесие.
Педагоги дошкольных учреждений должны решать следующие задачи по развитию эмоциональной сферы :
-произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;
-различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.);
-произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
-улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;
-сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
-отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
6 слайд:
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие :
-эмоционально-выразительных движений;
Выразительные движения самым тесным образом связаны с эмоциями и общим состоянием человека. Они не только отражают эмоции, но являются одним из естественных каналов их запуска.
Если ребенок владеет своими выразительными движениями, то может с их помощью запускать нужные эмоции, также происходит тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и движения тела другого человека.
7 слайд
-Эмоций;
У многих детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.
Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А. Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
8 слайд;
-Коммуникативных навыков;
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
9 слайд;
Эмоциональной регуляцией поведения;
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Чтобы управлять своими эмоциями и чувствами, ребенка нужно научить контролировать свои внутренние ощущения, осознавать их, различать, сравнивать и произвольно менять характер.