Попова Екатерина
Логоритмика — коррекционная работа в игре (опыт работы с детьми с ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика — коррекционная работа в игре (опыт работы с детьми с ТНР)
Ежегодно в детских садах отмечается рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Такие дети характеризуются нарушениями общей моторики, координации, мелкой моторики, нарушениями всех компонентов речи в том числе звукопроизношения, фонематического слуха, просодической стороны речи, слоговой структуры, нарушениями зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Помимо этого дети испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками, взрослыми, имеют проблемы социально-коммуникативного развития. Перед коррекционными специалистами, работающими в группах компенсирующей направленности стоит задача организовать эффективную работу с детьми, используя различные методы и формы. Одним из наиболее эффективных средств по преодолению речевых нарушений считается логоритмика.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Логоритмика это игровой метод коррекционной работы, представляющий собой систему музыкально-речевых, музыкально-двигательных игр и упражнений.
Отметим несколько важных моментов в этом определении. Метод игровой, а игра – ведущий вид деятельности в дошкольный период (Д. Б., Эльконин). Основа метода – движение, а чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, а также речевая система анатомически и функционально связана с двигательной (И. П., Павлов, Н. А. Бернштейн). Еще одна важная составляющая метода – музыка, а она является дополнительным стимулятором психического развития, в особенности психомоторного и речевого (В. Н. Бехтерев).
Из опыта реализации проекта по логоритмике в ДОУ в группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР, могу отметить, что занятия логоритмикой игровые, сюжетные, подвижные, динамичные, проходят при высокой активности детей: речевой, творческой, двигательной и т. д.
Поэтому изначально логоритмика является эффективным инструментом
-для установления эмоционального контакта с детьми,
-формирования позитивного отношения к логопедическим занятиям,
-а также позитивного настроя на рабочую неделю, если занятия организованы, к примеру, по понедельникам.
Занятия проводятся учителем-логопедом и музыкальным руководителем один раз в неделю. Продолжительность занятия 20 минут.
Что касается методической базы, учителем-логопедом и музыкальным руководителем используются конспекты М. Ю. Картушиной, музыкальные игры, упражнения, песенки Н. В. Нищевой, конспекты занятий Т. В. Киселевой, Л. А. Манаковой, физкультминутки В. И. Ковалько, Е. А. и И. В. Лифиц. Редко конспект берется в готовом виде, чаще всего собирается из нескольких, частично заменяется музыкальное сопровождение и речевой материал в соответствии с характеристиками группы.
При перспективном планировании было принято решение не привязывать занятия к лексическим темам, а условно разделить тематику по временам года.
Как основа или ось занятия используются сюжеты сказок, проводятся занятия с приходящим героем, максимально насыщаются упражнения музыкальным сопровождением т. к. музыка создает высокий благоприятный оптимизирующий фон занятий.
Используя логоритмику в работе с детьми, выделяют два основных направления.
1. Формирование неречевых функций (ребенок учится координировать свои движения, ориентироваться в пространстве, у ребенка укрепляется мышечный тонус, развивается чувство ритма, способность к пению, улучшается память и внимание, развивается моторная сфера).
2. Формирование речи и коррекция речевых дефектов
Сюда включаются упражнения на развитие дыхания, голоса, темп речи, интонацию. Также идет работа с артикуляционным аппаратом и мимической моторикой. Дети учатся координировать речь с движением, правильно произносить
В занятие включаются различные виды упражнений и игр.
Виды упражнений:
-Двигательные упражнения (ходьба, легкий бег с изменением темпа, скорости, направления, сопровождающиеся музыкой, отбиваемым ритмом, голосовыми командами);
-Речевые упражнения (чистоговорки, договаривание, повторение, задания на автоматизацию, дифференциацияю звуков);
-Дыхательные упражнения (направлены на развитие как физического, так и речевого дыхания)
-Пальчиковые игры массаж кистей рук, самомассаж – развитие укрепление пальцевой моторики, мимической моторики;
-Подвижные игры (прежде всего направлены на ориентировку в пространстве, умение двигаться и останавливаться по сигналу, координацию);
-Упражнения на развитие памяти и внимания
-Танцы под ритмодекламацию (особое внимание уделяется ритму, так как речь- это ритм);
-Простую артикуляционную гимнастику;
-Игра на элементарных музыкальных инструментах;
-Песни стихи, сопровождающиеся движениями (соотношение речи и движения)
-Упражнения на релаксацию (используется классическая музыка или видеоряд и музыка, упражнения для восстановления дыхания, расслабления мышечного тонуса и т. д.)
Структура занятия не всегда включает в себя все перечисленные элементы, зависит от коррекционных задач конкретного занятия.
Динамика оценивается с помощью диагностической карты (Т. В. Киселевой, Л. А. Манаковой, где учителем-логопедом и музыкальным руководителем оцениваются навыки логопедической ритмики на начало и конец года. Для более точной картины проводится и промежуточная диагностика.
По итогам диагностики отмечены следующие результаты:
-Сформировано умение выполнять движения в соответствии со словами
-Улучшились навыки воспроизведения ритма;
-Улучшились навыки взаимодействия в группе;
-Положительная динамика в развитии речевого дыхания, темпа речи, модуляции голоса;
-Положительные результаты оценки творческих способностей детей ;
- Сокращение сроков автоматизации звуков.
Помимо этого логоритмика выступает здоровьесберегающей технологией – способствует укреплению косно-мышечной системы, развитию дыхания, правильной осанки, походки.
Логоритмика позволяет использовать различные педагогические приемы и техники.
И является эффективным способом взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в детском саду.