Татьяна Петровна Иванова
Логоритмические минутки. Тематическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. В системе логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет также оздоровительную функцию, способствует решению общеобразовательных задач, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей. Логоритмика как средство коррекции традиционно рассчитана на коллектив детей с одинаковыми нарушениями речи или со сходным уровнем речевого развития. Однако следует отметить, что в условиях специальной группы для детей с нарушениями речи при дошкольных учреждениях общеобразовательного типа часто обучаются дети с различными речевыми диагнозами и уровнями развития речи. Это предполагает несколько иной подход к построению логоритмических занятий применительно к воспитанникам специальной группы.
Публикация «Логоритмические минутки, Тематическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам и проводятся в конце изучения каждой. Это позволяет при необходимости провести перед занятием подготовительную работу: разучить упражнения на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, применяя при этом динамические паузы, и др. Вовлечение детей в сюжет пишется для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство коллективизма.
С учетом психомоторных и возрастных особенностей детей данного возраста, и, в частности, дошкольников с нарушениями речи, с практической точки зрения оптимальным представляется гибкое, равномерное распределение психомоторной и речевой нагрузки на воспитанников в ходе занятия. Равномерность достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
Актуальным для эффективности логопедической коррекции является использование средств логоритмики в наиболее доступных для данной категории детей формах (отраженное воспроизведение движений за учителем – логопедом, воспитателем, игровой характер заданий и др.). Доступность материала позволяет детям освоить его за 1-2 занятия, сократить временные затраты на его разучивание и способствует динамичному и непрерывному проведению занятия.
В содержание логоритмических занятий включены рекомендуемые Г. А. Волковой следующие виды работы: общеразвивающие упражнения (ритмическая разминка, упражнения на координацию движений с речью и музыкой, развитие чувства ритма, различных сторон внимания и памяти, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения, слушание и пение, упражнения на регуляцию мышечного тонуса, различные игры, релаксация.
ВЕСНА.
1. Организационный момент
Дети, взявшись за руки, друг за другом заходят в музыкальный зал. Первый ребенок несет шест с солнышком.
2. Упражнение «Весна, весна красная!» (на координацию речи с движением, развитие общих речевых навыков)
Хором. Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью (Ходьба по кругу)
С великой милостью: (Смена направления движения)
Со льном высоким, (Остановиться, руки вверх, подняться на носки)
С корнем глубоким, (Присесть, опустить руки)
С хлебами обильными. (Стоя на месте, покачиваться из стороны в сторону)
3. Упражнение «Зовем весну» (на развитие чувства ритма)
Хором. Весна, весна! (Хлопки в такт)
Солнышко, солнышко! (Хлопки в такт)
Весна, весна! (На каждый слог топать ногой)
Солнышко, солнышко! (На каждый слог топать ногой)
4. Комплекс общеразвивающих упражнений «Ау!»
Упражнение может выполняться под мелодию русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я». Дети стоят в кругу, в центре ребенок с шестом.
Педагог. Весело аукнула
Из лесу весна.
Ей медведь откликнулся,
Проурчав со сна. (Ходьба к центру круга и назад с имитацией движений медведя)
Поскакали зайки к ней, (Прыжки на двух ногах к центру и назад)
Подлетел к ней грач, (Взмахивая руками, «лететь» к центру круга и назад)
Покатился ежик к ней,
Как колючий мяч. (Ходьба в полуприсяде к центру круга)
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла,
Дождалась пушистая
Света и тепла. (Поскоки на месте)
Гордо приосанился
Посветлевший бор, (Руки вверх, ноги вместе, покачивание на носках)
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
5. Прослушивание звукозаписи «Пение птиц»
6. Голосовое упражнение «Птицы» (на развитие слуха)
Педагог показывает картинки с изображением птиц (гусь, соловей, кукушка). Дети проговаривают звукоподражание в зависимости от предложенной картинки:
гусь — «Га-га-га» — низким голосом;
кукушка — «Ку-ку, ку-ку» — средний регистр;
соловей — «Тех-тех-тех» — высокий регистр.
7. Пальчиковая гимнастка «Веснянка»
На каждую строчку-действие дети соединяют большой палец с остальными по порядку.
Хором. А уж ясно солнышко
Припекло, припекло
И повсюду золото
Разлило, разлило.
А зверюшкам радость
Принесло, принесло.
Ручейки по улице
Все журчат, журчат.
Журавли курлыкают
И летят, летят. Все слова стихотворения говорят протяжно, под народный напев.
8. Музыкальная минутка
Я давно хожу, ребята, Слушать музыку в лесу. И кузнечика, и дятла, И пчелу, и стрекозу. Перестуки, пересвисты
И на ветках, и в кустах.
Знаменитые артисты
В разных прячутся местах.
(Л. Е. Забенина)
Звучит любая песня о лесе весенней порой.
9. Игра-диалог «Лесной переполох»
(для работы над интонационной выразительностью речи и развитием мимики)
Дети стоят вокруг педагога. Слона текста говорит педагог, дети произносят лишь междометия. Педагог показывает, каким должно быть выражение лица, какой должна быть интонация.
Педагог. В весенний, ясный, теплый день
На голый лес упала тень.
Охватил зайчонка страх — (Ах! Ах! Ах)
Страшный коршун и небесах! (Ах! Ах! Ах)
Убегайте все быстрей! (Эй! Эй! Эй)
Берегитесь злых когтей. (Эй! Эй! Эй)
Там, где коршун, — Там беда! (Да! Да! Да)
Острый клюв — не ерунда. (Да! Да! Да)
Заяц лапой бьет в чурбан, (Бан! Бан! Бан) (Изображать игру на барабане, увеличивать силу голоса)
Как в огромный барабан. (Бан! Бан! Бан) Полетел сигнал тревоги над землей, Уноси быстрее ноги! (Ой! Ой! Ой) (А. Вольский) (При этом дети разбегаются, а ребенок, на которого показал педагог, догоняет их).
10. Релаксация Дети ложатся на ковер под музыку П. Чайковского «Март» из цикла «Времена года» и расслабляются.
Педагог. Весна приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет —
И каждый из детей уснет. (По В. Мусатову)