Лариса Соловьёва
Логоритмические игры и упражнения, пальчиковая и дыхательная гимнастика к проекту «Музыкальная логоритмика» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Научились мы ходить, ножки поднимая,
Вот как наши малыши весело шагают!
Раз, два, малыши весело шагают.
Раз, два, малыши ножки поднимают.
Вот оденем мы сапожки и сухими будут ножки, (имитировать одевание сапожек)
Будем ножки поднимать, через лужицы шагать.
У папы сапожищи- топ, топ, топ, (шаги с высоким подниманием колена, руки на поясе).
У мамочки сапожки- топ, топ, топ, (обычные шаги).
Публикация «Логоритмические игры и упражнения, пальчиковая и дыхательная гимнастика к проекту „Музыкальная логоритмика“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Пальчиковые игры. Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
А у деток крошек разноцветные сапожки- топ, шлёп, топ, шлёп, (бег на носках на месте).
«Прогулка в лес»
По двору мы все идем
Листья сыпятся дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Ходьба, руки на поясе)
Высоко от земли пролетают журавли,
Все летят, должно быть это
Пролетает наше лето. (Ходьбы на пяточках, руки на поясе)
На носочках тихо, тихо
Мы по листикам идем.
Руки выше поднимаем
Мы до неба достаем. (Ходьба на носочках, с поднятыми руками)
Мы по лесу побежали
И к полянке подбежали. (Бег по кругу)
Встали дружно мы в кружок
Дай мне руку, мой дружок. (Построение в круг)
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва- два прыжка, руки на поясе
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. - восемь прыжков.
Мы зонты свои раскроем, - развести руки в стороны.
От дождя себя укроем- соединить руки над головой.
«За грибами»
Все зверюшки на опушке ищут грузди и волнушки. (Дети идут в хороводе)
Белочки скакали,рыжики срывали. (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)
Лисичка бежала,лисички собирала. (Бегут по кругу, срывают воображаемые грибы)
Скакали зайчатки, искали опятки. (Скачут стоя, срывая воображаемыегрибы)
Медведь проходил, мухомор раздавил. (Идут вразвалку, затем топают правойногой)
Н. Нищева
«Не боимся ничего»
Ворона: кар- кар- кар! (взмахи руками в сторону)
Ветер: у- у- у! (прямые руки вверху, покачивание руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топать попеременно ногами)
Дети: ха, ха, ха! (держаться за животик)
Мама: ах, ах, ах! (качать головой, держась за неё руками)
Дождик: кап, кап, кап! (пальчик прикладывать к другой ладошке)
Туча: бах. бах, бах! (топать ногами)
«Листья осенние тихо кружатся»
Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся, расставив руки встороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками влево-вправо)
Будто опять закружиться хотят. (Снова кружатся на носочках)
Н. Нищева
Логоритмическое упражнение с элементами миогимнастики
Ой- ой- ой, посмотри лужа- то какая! (руки развести в стороны и опустить, показать, как удивились)
Ой- ой- ой, посмотри лужа- то большая! (руки развести в стороны и опустить, показать, как удивились).
«Капелька чудесная» А Ярановой (с показом движений)
Капелька чудесная
На ладошку села.
Капелька чудесная
Песенку запела- дети показывают правую ладошку.
Кап- кап, капелька,
На ладошку села.
Кап- кап, капелька,
Песенку запела- пальчиком левой руки прикасаются к другой ладошке.
Музыкальная игра «Солнышко и дождик»
Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку.
Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на колени.)
Ветер бросил на тропинку.
«Дождик на ладошку»
Капли первые упали (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки)
И детишек напугали (указательный и средний «бегут» по центру ладошки)
Дождик застучал сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки)
Птички скрылись сквозь ветвей (помахивание скрещенными кистями –«птички»)
Дождь полил как из ведра сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки)
Разбежалась детвора (указательный и средний «бегут» по центру ладошки в ритме музыки)
В небе молния сверкает (руки сжаты в кулак, раскрываем резко пальцы- «молнии»)
Гром все небо разрывает (стучат кулачком о кулачок).
А потом из тучи солнце (руки поднимаем вверх, пальца раскрыты –«солнце»)
Вновь посмотрит нам в оконце (одна рука, согнутая в локте, над головой, другая - под подбородком – «окошечко»).
**Примечание – не забыть в конце упражнения попросить детей улыбнуться
«Паучок»
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишие. Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о друга кулачками обеих рук.
«Овощи»
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –,
Это самый вкусный груз!
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
-мизинцы
-безымянные
-средние
-указательные
-большие
-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.
«Где обедал, воробей?»
Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками.)
- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображаю раскрывающуюся пасть.)
Пообедал я сперва (На каждое название животного
За решеткою у льва. загибают по одному пальчику
Подкрепился у лисицы, поочередно на левой,
У моржа попил водицы затем на правой руке.)
Ел морковку у слона.
«Подуй на листочек» (на капельку)
Положить листочек (капельку) на ладошку, поднести к губам, сделать носом вдох, на выдохе сдуть листочек (капельку) с ладошки, губы сложены трубочкой.
Материал: капельки и листочки разных цветов, изготовленные из обёрточной бумаги.
«Задуй свечи».
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью я вдохну,
И все свечи потушу.
«Ёжик фырчит»
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р (по Б. Толкачеву)
Дети после спокойного вдоха продолжительно
произнося на выдохе:
«Ф-ф-ф.»
«Дует ветерок»
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
Дыхательное упражнение «Аист»
Взрослый. Представим, что мы превратились в аиста,
разгуливающего с важным видом по болоту.
Голова гордо поднята, спина - прямая. Руки-крылья
вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и
одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено
разгибаем, вытягиваем носок вперед. На выдохе
медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и
произнося «ш-ш-ш.». Так же - с другой ногой.
По болотам, без дороги
Ходит аист длинноногий.
Поют с ветром камыши,
Подпевает аист: «Ш-ш-ш».
Ощущения. Что ты чувствовал
И во время движения? Какой ты
аист?
«Греем руки»
Мы протянем две руки
Пусть нас греют огоньки.
Ножками потопаем,
По плечам похлопаем.
Гори, гори веселей,
Ребятишек обогрей (подуть на ладошки)
Музыкальное- ритмическое упражнение «Шагаем через лужи»
Дети держат руки на поясе, ходьба с высоким подниманием колена м музыкальным сопровождением.
Коммуникативная игра "Здравствуйте"
слова и музыка М. Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх. Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип- бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, ребята! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх. Здравствуйте! - Машут рукой.
"Приседай"
1. Поплясать становись,
И дружку поклонись.
Поплясать становись,
И дружку поклонись- покружились, покружились и остановились.
2. Ручки - хлоп, ручки – хлоп,
Еще раз хлоп да хлоп.
Ручки - хлоп, ручки – хлоп,
Еще раз хлоп да хлоп- покружились, покружились и остановились.
3. Ножки топ, ножки топ,
Еще раз топ да топ.
Ножки топ, ножки топ.
Еще раз топ да топ- покружились, покружились и остановились.
4. Будем все приседать.
Дружно сесть, дружно встать.
Будем все приседать.
Дружно сесть, дружно встать- покружились, покружились и остановились.
5. Машут ручки ребят -
Это птички летят.
Машут ручки ребят -
Это птички летят- покружились, покружились и остановились.
6. Вот и кончился пляс.
Поклонись еще раз.
Вот и кончился пляс.
Поклонись еще раз- покружились, покружились и остановились.
Игровой массаж «Дождик»
Дети встают друг за другом «паровозиком»
Дождик бегает по крыше-
(Похлопывают друг друга ладошками по спине)
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше-
(Постукивают пальчиками)
Бом! Бом! Бом!
-Дома, дома посидите-
(Постукивают кулачками)
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите-
(Растирают ребрами ладоней)
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте-
(Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди и разминают)
Бом! Бом! Бом!
А уйду, тогда гуляйте
Бом! Бом! Бом!
(Поглаживают ладошками)
Игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик»
Цель игры – помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность.
Коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят "волшебные" слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!». Эти слова концентрируют их внимание, настраивают на игровое взаимодействие, Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) и ложатся (головами в центр круга).
Педагог произносит «формулу расслабления»
Музыка играет – глазки наши закрывает…
Глазки закрываются – чудо совершается…
Носик музыку вдыхает и по телу отправляет (повторить несколько раз, чтобы дети смогли сконцентрироваться на дыхании)
Вдох и выдох – хорошо! (Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме).
Наши руки отдыхают… Отдыхают…Засыпают…
Наши ноги отдыхают… Отдыхают…Засыпают…
Ветерок погладил ручки…
Ветерок погладил ножки…
Нашу шею не забыл,
Всех погладил, полюбил…
Фонопедические упражнения
«Осень»
Дети стоят в кругу. Педагогобъясняет, что в лесу много деревьев.
С деревьев падают листья:
березовые (из положения – руки вверх – вдох; на выдохе наклоняем корпус вниз, произнося гласный звук «о-о-о-о-о»);
дубовые (движения те же, произносим «у- у- у- у»)
кленовые (движения те же, произносим «ы- ы- ы»)
липовые (движения те же, произносим «а- а- а»).
Муз. сопровождение по выбору в медленном темпе с динамикой на «тихо»-«громко».
«Ветер»
Упражнение проводится с подгруппой детей. Маленький стеклянный пузырёк поднести к губам, губы сжать в маленькую трубочку, сильно выдохнуть в пузырёк. Должен получиться звук «завывающего ветра».