Оксана Юсупова
Логопедизация предметно-развивающей среды в старшей группе для детей с ТНР в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: воспитатель Юсупова О. В., учитель-логопед Викторова М. Г.
Дошкольное детство – короткий, но вместе с тем очень ценный период в развитии человека. От того, где и как развивается ребёнок, во многом зависит становление его личности. Ведущую роль в формировании личности ребёнка играет развитие речи, как показатель интеллектуального и психического здоровья. Речь – многогранный и сложный инструмент, и если нарушается один из её компонентов, страдает вся речевая система в целом.
Публикация «Логопедизация предметно-развивающей среды в старшей группе для детей с ТНР в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Оформление детских садов
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2022
Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-развивающей среды. В логопедической группе должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу, который осуществляется в прихожей. Прихожая – традиционное место встречи персонала группы с детьми и родителями. Мы постарались сделать это небольшое помещение уютным, информативным и располагающим к общению, в процессе которого люди обмениваются информацией. Целью создания развивающей среды в приёмной является: закрепление коммуникативных навыков детей, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом, обращаться друг к другу за помощью; привлечение родителей к процессу коррекционно-воспитательной работы (информирование родителей о жизни ребёнка в группе;организация обратной связи: воспитатель – учитель-логопед – специалисты – родители; создание единого сообщества педагогов и родителей
. Что ещё интересует родителей? Все родители понимают, что их дети посещают непростой детский сад, и конечно часто задают вопросы по развитию детей и коррекционной логопедической работе. Для повышения педагогической грамотности родителей мы систематически оформляем ширмы и консультации по принципу актуальности на данный момент.
Например:
• Учителем-логопедом в родительский уголок подобрана информация о речевом развитии детей дошкольного возраста, о возможных речевых нарушениях и их причинах.
• В первый период обучения большое внимание уделяется развитию слухового внимания и фонематического слуха, поэтому мы оформили сборник практических упражнений, где наглядно представлено положение артикуляционного аппарата и подробное описание упражнений.
• В соответствии с лексической темой для родителей представлен словарь по теме и брошюры для закрепления пройденного материала дома (словарь, комплекс пальчиковой гимнастики, стихотворение для заучивания, вопросы по тексту, творческое задание).
Кроме просветительской работы мы хотим поделиться с родителями успехами детей. Самый наглядный способ – продукты детской деятельности, будь то раскраски, рисунки, поделки, ну и конечно наша гордость – это постоянные выставки совместной деятельности детей и взрослых. Тематика выставок самая разнообразная, она может зависеть от лексической темы или может быть посвящена творчеству конкретного ребёнка или семьи. К тому же, сам ребёнок может рассказать о том, что он сделал, смастерил, нарисовал, демонстрируя свои речевые возможности, активизируя тем самым коммуникативные навыки.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедической группы содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей группы. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, производится смена сезонной тематики в зависимости от времени года и тематики недели (лексической темы). В настоящее время проходит диагностика знаний, умений и навыков детей на начало учебного года, поэтому материал подобран так, чтобы его можно было использовать и для этой цели, а так же в соответствии с сезоном и перспективным планированием.
Центр Безопасного дорожного движения и Строительный центр.
Коррекционные задачи: Формировать навыки речевого общения со взрослым и сверстниками; активизировать и расширять словарь; формировать развёрнутую фразовую речь, закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже (Я буду строить овощной магазин из красных кубиков., закреплять в речи простые предлоги (На кубики я положу пластины. Это будет крыша., совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости (закреплять в речи наречия: слева, справа, вверху, внизу, около, рядом, закреплять в речи сравнительные прилагательные (Этот дом выше детского сада. Машина едет быстрее велосипеда., развивать мелкую моторику (у детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи, ловкие, точные движения рук дают ребёнку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма).
Центр художественного творчества.
Коррекционные задачи: Развивать пальчиковую моторику, цветовосприятие и цветоразличение; уточнять и расширять представления детей об окружающих предметах и объектах, их существенных признаках, материалах, из которых они изготовлены; развивать навыки работы со схемами и моделями; закреплять умение составлять предложения из 4-х и более слов, согласовывая их в роде, числе, падеже с использованием простых предлогов (Я слеплю из пластилина свою любимую игрушку., учить использовать в речи относительные прилагательные (деревянная матрёшка, бумажный кораблик, пластилиновый зайчик, автоматизировать поставленные звуки в свободном общении.
Центр развития.
Коррекционные задачи: Учить сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать предметы («Большой-маленький», «Что для чего?»); расширять и активизировать словарь («Домашние животные», «На лесной тропинке»); закреплять в речи формы единственного и множественного числа имён существительных («Назови детёныша и детёнышей») и формы повелительного наклонения глаголов (играть, раскладывать, подбирать, думать); развивать умение выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами и предметами с помощью простых умозаключений и рассуждений («Что для чего?», лото «Ассоциации»); развивать внимание, память, мышление, воображение (психологическая база речи – «Развитие внимания», «Танграм»); развивать познавательную активность детей как необходимый компонент речевой деятельности.
Уголок развития чувств и эмоций, он очень тесно связан с развитием речи.
Его основная коррекционная задача: Развивать мимику и интонационную выразительность речи. Следить за соблюдением единства речи, мимики, пантомимики и жестов, т. е. выразительных речевых средств помогают игры: («Наши чувства и эмоции», «Расскажи сказку»); для работы над интонированием речи; развитием тембровой окраски голоса и мимики мы используем игры-диалоги («Театр настроений», «Такие разные листочки») (одновременно идёт работа над обогащением и активизацией словаря: сущ., прилагательных (дубовый, рябиновый, грустный, сухой, лёгкий, красный, глаголов-действий (улетел, слетел, лечу, упал, оторвался, расту, желтею); над развитием творческого рассказывания. А так же, все эти игры помогают поддерживать общение между детьми.
Речевой уголок.
Коррекционные задачи:
1. Развивать мелкую моторику (лабиринты, шнуровки, «Собери бусы», альбомы «Играем пальчиками»);
2. На следующей полке представлены игры, помогающие воспитывать правильное физиологическое и речевое дыхание («Воздушные шарики», «Аэрофутбол», «Разноцветные листочки»); развивать артикуляционную моторику (альбом); совершенствовать навыки правильного звукопроизношения (чистоговорки);
3. На нижней полке мы подобрали дидактические игры, которые помогают решать следующие задачи:
• развивать фонематические процессы (деление слов на слоги «Собери урожай»);
• обучать элементам грамоты (знакомство с образом букв, «Буквы»);
• развивать лексико - грамматические категории (правильное употребление падежных окончаний имён существительных в форме единственного и множественного числа – «Собери корзинку» (полная корзина чего? Яблок, моркови. Или корзина с чем? Корзина с грушей, с грушами)
• закреплять в речи использование простых предлогов на, с, в. под, над («Кто и где?»);
• употребление в речи уменьшительно-ласкательной формы существительных – «Что у Кати, а что у Катеньки»;
• упражнять в умении передавать ритмический рисунок слова («Зайцы-барабанщики», «Капельки»);
• упражнять детей в образовании и употреблении относительных прилагательных – «Повар готовит обед»;
• закреплять навык изменения существительных по родам («Он, она, оно, они»);
• закреплять умение изменять силу голоса, учить говорить детей тише, громче – «Весёлые молоточки», «Щенок», «Паровозики»);
• закреплять умение строить предложения из 3-5 слов по картинке и на заданную тему («Мама готовит обед», «Сказка за сказкой»);
• упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний («Загадай загадку»);
• Ну и конечно, в процессе совместных игр мы закрепляем умение отвечать на вопросы полным предложением; поддерживаем и развиваем активную позицию ребёнка в диалоге.
(материал подбирается в соответствии с задачами на период обучения, лексической темой, сезоном и рекомендациям учителя – логопеда)
Книжный уголок.
Коррекционные задачи: Преодолевать речевой негативизм у детей с ТНР и развивать уверенность в себе и коммуникабельность; работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное; развивать просодические компоненты речи - интонацию, тембр, дикцию (во время драмматизации); актуализировать словарь, накопленный на занятиях, совершенствовать связную речь детей, упражнять в правильном употреблении грамматических форм языка (при рассказывании сказки, рассказа); развивать умение пересказывать небольшие произведения близко к тексту; развивать интерес к содержанию художественных произведений, пониманию его выразительных средств, а также зарождению оценочных суждений; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них; воспитывать непроизвольный интерес к обмену информацией.
Театральный уголок.
Используя театрализованную деятельность, мы учим детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест); развиваем эмоциональность и выразительность речи у детей; воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; способствуем формированию чёткой и грамотной речи, умению строить диалог с партнёром на заданную тему; через игры-драматизации учим импровизировать на темы знакомых сказок; развиваем чувство ритма и координацию движений; тренируем чёткое звукопроизношение;
Центр Познания, который помогает детям познавать мир, мир природы, мир предметного и социального окружения. На ряду с задачами познавательного развития, этот цент играет большую роль в речевом развития детей.
Основная коррекционная задача:
• Уточнять, расширять, активизировать лексику детей; стимулировать собственные высказывания детей – вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения; а так же
• совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (беседы); (заранее подготовлен демонстрационный материал и наводящие вопросы, способствующие вызвать детей на диалог, в процессе которого дети делятся информацией из личного опыта)
• выставки, которые здесь представлены, способствуют развитию умения выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;
• Календарь природы помогает закреплять и расширять обобщённые представления об осени как о времени года, о существенных признаках сезона;
• Уголок патриотического воспитания помогает расширять и накапливать представления о родной стране, городе; учить составлять короткие рассказы по картинкам, рассказы из личного опыта; (проект Моя Россия)
• В процессе рассказывания, беседы, диалога мы закрепляем навык согласования слов в предложении в роде, числе, падеже; развиваем внимание, память, логическое мышление, умение устанавливать временные и причинно-следственные связи; совершенствуем чёткость дикции; закрепляем навыки правильного произношения поставленных звуков.
Уголок науки.
Главная задача:
• Развивать первичные естественнонаучные представления, наблюдательность, любознательность, активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
• формировать умение комплексно обследовать предмет;
• расширять и уточнять словарь детей с опорой на свойства и качества предметов (песок – лёгкий, сыпучий, мокрый, сухой, мелкий, тяжёлый; вода – льётся, журчит, течёт, шумит, падает, пахнет);
• упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических форм языка; учить чётко формировать свои мысли и излагать их, устанавливая причинно-следственные связи (Насекомых вчера мы не увидели, потому что на улице было холодно. А сегодня пригрело солнышко, и жуки выползли из своих укрытий.);
• совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действий (песок мокрый, потому что в него налили воду); развивать творческое и вариативное мышление на основе аналитической деятельности с предметами окружающего мира (опыты).
Центр игры.
Это то место, где педагоги в естественной обстановке живой разговорной речи могут отследить уровень овладения детьми речевыми умениями и навыками, а так же способствовать:
Развитию социально-коммуникативных навыков; развитию всех компонентов, функций и форм речевой деятельности; закрепить лексический материал, лексико-грамматические категории, отработанные на занятиях; учить детей развивать сюжет игры на основе полученных знаний;
Центр Физического развития.
Коррекционные задачи: Развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; совершенствовать просодические компоненты речи, развивать координацию речи с движением, формировать правильное звукопроизношение («Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук») и развивать фонематические процессы (под определённый вид движения произносятся слоговые дорожки с сохранными или отработанными звуками, слова делятся на слоги, проговариваются чистоговорки: «В обруч вставай – слово называй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»; обобщать и расширять словарный запас, развивать грамматический строй речи («Мяч бросай, овощи называй», приседания – «Назови ласково», скакалка – «Весёлый счёт» и т. д.)
Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.
Таким образом, целенаправленная работа и грамотная организация предметно – развивающей среды логопедической группы:
- создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- повышает эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.