Юлия Долгова
Логопедическое занятие в старшей логогруппе ОНР «Звуки [А], [У], [И], [О]»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное логопедическое занятие по формированию звукового анализа и синтеза и обучению грамоте
(в старшей логопедической группе для детей с ОНР)
Тема: Звуки А,У,И,О.
Цель: Закрепление правильного произношения гласных звуков А, У, И, О. Использование на занятии средств логоритмики.
Задачи:
Публикация «Логопедическое занятие в старшей логогруппе ОНР „Звуки [А], [У], [И], [О]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
1. Коррекционно-образовательные: Упражнять в умении четко произносить и дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, У, И, О. Продолжать учить звукослоговому анализу, определению ударного звука в слове. Упражнять в составлении предложений по предметным картинкам.
2. Коррекционно-развивающие: Развивать диафрагмальное и речевое дыхание. Слуховое внимание, память, чувство ритма.
3. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать выдержку и умение слушать ответы товарищей.
Оборудование: Звуковые символы (демонстрационные и индивидуальные). Предметные картинки: утка, дом, мак, ива, пальто, сапоги, кит, чашка, тапки, гусеница, овощи, домино. Наборное полотно, карточка с цифрой 1, мяч, обруч, магнитные удочки, пёрышки на ниточках, бубен, листы бумаги и карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент: - Ребята, а для чего вы приходите в детский сад? (играть, заниматься, узнавать что-то новое)
- Предлагаю отправиться в гости к звукам и поиграть с ними. Но возьму с собой только тех, у кого хорошее настроение. Вспомним «весёлую обезьянку» : Психогимнастика.
Любит покривляться обезьяна,
Всех дразнить готова постоянно:
Словно заинька насторожилась,
Как лисичка хитрой притворилась,
Будто глупый ослик удивилась,
Как колючий ёжик рассердилась,
Словно мышка в норке испугалась,
И как вы, ребята, рассмеялась.
-Настроение подняли, давайте пальчики разбудим. Будем соединять пальчики в колечки сначала на левой руке, затем - на правой, а потом - на обеих руках вместе.
Пальчиковая гимнастика.
Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает,
Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
- Это про вас, ребята? – Нет? Тогда отправляемся в путешествие.
2. Основная часть:
1) Упражнение для развития диафрагмального дыхания.
-Полетим на волшебных перышках. (Логопед раздает детям перышки на ниточках) Но, помните, вдох делаем бесшумный в животик, выдох плавный, долгий, щеки не надуваем, чтобы пёрышко держалось наверху.
2) Артикуляционная гимнастика.
-Пойдёмте за столы. У вас на столах звуки, у которых мы в гостях, но прежде чем их перевернуть и посмотреть, скажите, с помощью чего мы произносим звуки? (язык, губы, зубы, голосок, ветерок.) Возьмите зеркало, поиграем с язычком.
Язычок знаком вам, дети, мы его улыбкой встретим (улыбка).
Вот и язычок пришел (приоткрыть рот, высунуть острый
язык).
Вправо он сейчас пошел (язык вправо)
Всё, что нужно увидал и налево зашагал (язык влево).
Погулял совсем немножко, широко открыл окошко,
(широко открыть рот).
Он окно не закрывает, кверху кончик поднимает,
(рот ш. о. кончик языка поднимается вверх).
Он окно не закрывает, книзу кончик опускает.
(рот ш. о. кончик языка опускается вниз).
Язычок не устаёт, из ковша водичку пьёт.
(упр-е «чашечка»).
В прятки поиграть он рад, отступает шаг назад.
(затянуть язык вглубь рта).
Поиграл с тобою в прятки и помчался на лошадке.
(поцокать языком).
Говорит он: - до свиданья! Тебе машет на прощанье.
(упр-е «качели»).
3) Закрепление знания артикуляционного уклада заданных звуков «Отгадай звук по описанию».
- А теперь угадайте наш первый звук : Губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит, голосок поет. (Дети определяют звук И). Переверните звук.
А сейчас Аделина тихонько подсмотрит и загадает нам второй звук : Рот широко открыт, губы округлены, язык лежит, голосок поет. (О). Переверните звук.
Аналогично дети загадывают и отгадывают звуки А,У.
- Назовите чётко эти звуки. Чем они похожи? Чем отличаются?
4) Упражнение для развития внимания и фонематического слуха.
- Приглашаю вас на «звуковую зарядку». Посмотрим, какие вы внимательные. Нужно выполнять разные движения на разные звуки :
А – руки вверх.
О – руки на поясе.
У – руки вперёд.
И – руки в стороны.
(сначала логопед называет звуки и выполняет движения правильно, затем называет звуки и не выполняет движения, затем называет звуки и выполняет движения неправильно.)
5) Звуковой анализ звукосочетаний.
- А сейчас поиграем в игру «Живые звуки».
Дети за столами выполняют звуковой анализ звукосочетаний : АУИ, ОХ, АМ, МА, МАК.
6) Ритмическое упражнение.
– От того, как четко и красиво мы будем произносить гласные звуки, так четко и красиво будет звучать наша речь. Поиграем в игру «Ветерок».
Ветерок листвой шуршит: Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Дети потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит: У-у-у. У-У-У-
Хлопают над головой руками.
Поднимает пыль столбом — Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Топают ногами.
Дует он везде, кругом — Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Переступают, повернувшись вокруг себя.
Может вызвать бурю он — Страх-страх, страх-страх.
Руки в стороны, делают вращательные движения.
Не удержится и слон — Ах-ах, ах-ах.
Покачивают головой.
7) Дифференциация звуков в произношении.
- Приглашаю вас на звуковую рыбалку. Рыбу ловит рыболов, а звуки ловит -(звуколов).
(логопед кладёт па пол обруч, детям раздаёт удочки с магнитами).
- Достаёте картинку, называете её и называете звук – командир (ударный звук). Картинки: утка, дом, сад, ива, пальто, сапоги, и т. д.
8) Закрепление относительных местоимений.
Расставить на наборное полотно: 1 полочка - моя, 2 полочка - мой, 3 полочка - моё, 4 полочка - мои.
9) Деление слов на слоги.
– Слова можно не только проговаривать, но и записывать, буквы писать мы пока не умеем, давайте запишем наши слова схемами, разделим их на части. (дети за столами зарисовывают черточками слова и слоги).
сапоги - ___,
___ ___ ___
9) Игра «Предложение разбилось». Составление предложений с опорой на предметные картинки. Упражнение на ориентировку в пространстве, произвольное внимание.
– Придумайте предложение с этими словами (выбрать одно предложение из шести слов, если нет такого, увеличить с помощью вопросов). - Каждый из вас станет отдельным словом в этом предложении.
например: Мама повесила новое пальто на вешалку.
- Постройтесь по порядку от цифры 1, проговорите предложение по словам.
Под звуки бубна дети шагают, двигаются поскоками врассыпную. Бубен смолк – дети встают на свои места в предложении. (2раза).
3. Итог занятия : Игра с мячом: «Придумай слово на заданный звук». Формирование фонематического восприятия.
Дети придумывают слова на звуки О, А, У, И.